Филокартическая выставка «Пасхальная открытка»

Весь апрель в Национальной библиотеке УР экспонируется филокартическая выставка «Пасхальная открытка» (начало – в фойе 1 этажа, продолжение – в большом читальном зале). Экспозицию составили отечественные и зарубежные открытки из коллекций Национальной библиотеки и ижевского филателиста Елены Николаевны Сальниковой.

  • Первые пасхальные открытки, которые стали массово отправлять по почте, появились в России и Европе в 1898 г. «Первая из известных “пасхальных” серий была издана Общиной Святой Евгении в апреле 1898 года по рисункам художника Николая Николаевича Каразина. <...> 
  • Пасхальная открытка была товаром сезонным и чрезвычайно востребованным. В Петербурге на вербных базарах, в книжных лавках и магазинах продавались сотни видов поздравительных карточек, изданных в России, Германии, Австро-Венгрии, Швеции, Франции и даже в США. <...> Покупатель мог выбрать товар на любой вкус и кошелек. <…> 
  • Пасхальная открытка имеет свои особенности, по которым ее достаточно просто “узнать”. Как правило, в “пасхальных” сериях художники изображали символы праздника Воскресения Христова, прежде всего яйцо, кулич и пасху. 
  • Яйцо – это древнейший символ Пасхи. Одна из христианских легенд гласит, что Мария Магдалина пришла с вестью о Воскресении Христа к императору Рима и принесла ему в дар куриное яйцо – символ возрождения. Император, выслушав Марию Магдалину, сказал, что воскреснуть из мертвых так же невозможно, как яйцу стать красным. По легенде, яйцо сразу же окрасилось в красный цвет – цвет крови, пролитой ради искупления грехов человечества. Существует еще одна легенда, объясняющая традицию: якобы Мария Магдалина в воскресенье шла с корзиной яиц к пещере, в которой был погребен Христос. Перед пещерой ей встретился ангел, возвестивший “Христос воскресе”. Как только ангел произнес эти слова, яйца в корзине окрасились в красный цвет. 
  • Обрядовая еда – кулич и пасха – также один из самых узнаваемых пасхальных символов. Интересно, что ее изображение встречается обычно на открытках, изданных в России или для русского рынка. Связано это с национальными особенностями праздника: только в Российской империи готовили и кулич, и творожную пасху. Без куличей и пасхи не обходится праздник и в наше время. 
  • Различные цветочные композиции на открытках не были просто фантазией художника. Существовала традиция ставить на праздничный стол первоцветы: гиацинты, фиалки, подснежники – символы наступившей весны.
  • Верба на пасхальных открытках символизирует ветви пальмы, которыми, по легенде, люди устилали путь Христа во время его входа в Иерусалим. 
  • После пасхальной литургии люди, выходя из православного храма, обязательно говорили друг другу: “Христос Воскресе” и “христосовались” – целовались. Отказать в христосовании было нельзя – это считалось оскорблением и проявлением гордыни. Этот обычай всячески обыгрывали художники, изображая на пасхальных открытках целующиеся парочки. 
  • Популярностью пользовались изображения детей. Их невинность и чистота напоминали о том, что жертва Христа искупила грехи человечества. Многие художники создали себе имя, рисуя многочисленные сценки с детьми. В России это была Елизавета Меркурьевна Бём, произведения которой, сопровождавшиеся надписями-поговорками, ценятся коллекционерами и переиздаются и по сей день. 
  • Курицы и цыплята чаще всего становились персонажами пасхальных открыток. Связано это, конечно, с обрядовой пищей – пасхальными яйцами. Примечателен тот факт, что цыплята благополучно “перекочевали” на советскую поздравительную открытку. Открытки “С днем рождения” с изображением цыплят с букетами цветов по своей стилистике напоминают поздравления с Великим праздником. 
  • В Германии существовала легенда о пасхальном кролике. Поверье гласило, что кролик (или заяц), считавшийся в христианском искусстве символом жизни и возрождения, оставляет пасхальные яйца в полях и садах, чтобы дети могли их найти. Забавные открытки с этим персонажем успешно продавались и в России»*.

 

На пасхальных открытках, представленных на выставке, отображены все обычаи празднования Воскресения Христова в России и Европе. В экспозиции много дореволюционных открыток (в том числе печатная продукция Общины Святой Евгении), изданных в России и для России («Место производства открытки нельзя установить по изображению на лицевой стороне. Даже если на ней представлены православные храмы и служба в русской церкви, это совсем не означает, что она издана в России. На русский рынок работали издательства Великобритании, Швеции и, конечно, Германии»*).

 

Небольшой подраздел выставки – «Весенней настроение» – составили открытки с изображением весенних цветов.

 

________________

 

* Пасхальная открытка : альбом-каталог / Государственный музей истории Санкт‑Петербурга. – С.‑Пб., 2014. – 180 с.

Опубликовано: 14.04.23. Прочитано 1825 раз Последнее изменение 14.04.23

Материалы по теме

<>
13.03.24

Филокартическая выставка «Цветочно-фруктовое ассорти Катарины Кляйн»

Весь март в витринах 1 этажа рядом с арт-центром экспонируется филокартическая выставка «Цветочно-фруктовое ассорти Катарины Кляйн».

14.11.23

Удмуртия: портрет в открытках

До конца ноября в фойе 1 этажа библиотеки экспонируется коллекция открыток «Портрет Удмуртии».

18.09.23

Выставка открыток «Города России глазами нейросети»

До конца октября в зале абонемента можно познакомиться с выставкой открыток «Города России глазами нейросети».

17.05.23

Филокартическая выставка «Архитектурная летопись Чердыни»

До 2 июня в фойе 1 этажа экспонируется филокартическая выставка «Архитектурная летопись Чердыни».

09.12.22

Выставка открыток и почтовых конвертов «Рождественско-новогодняя коллекция»

До 15 января в литературной гостиной библиотеки (1 этаж) можно познакомиться с выставкой открыток и почтовых конвертов «Рождественско-новогодняя коллекция».