- Первые пасхальные открытки, которые стали массово отправлять по почте, появились в России и Европе в 1898 г. «Первая из известных “пасхальных” серий была издана Общиной Святой Евгении в апреле 1898 года по рисункам художника Николая Николаевича Каразина. <...>
- Пасхальная открытка была товаром сезонным и чрезвычайно востребованным. В Петербурге на вербных базарах, в книжных лавках и магазинах продавались сотни видов поздравительных карточек, изданных в России, Германии, Австро-Венгрии, Швеции, Франции и даже в США. <...> Покупатель мог выбрать товар на любой вкус и кошелек. <…>
- Пасхальная открытка имеет свои особенности, по которым ее достаточно просто “узнать”. Как правило, в “пасхальных” сериях художники изображали символы праздника Воскресения Христова, прежде всего яйцо, кулич и пасху.
- Яйцо – это древнейший символ Пасхи. Одна из христианских легенд гласит, что Мария Магдалина пришла с вестью о Воскресении Христа к императору Рима и принесла ему в дар куриное яйцо – символ возрождения. Император, выслушав Марию Магдалину, сказал, что воскреснуть из мертвых так же невозможно, как яйцу стать красным. По легенде, яйцо сразу же окрасилось в красный цвет – цвет крови, пролитой ради искупления грехов человечества. Существует еще одна легенда, объясняющая традицию: якобы Мария Магдалина в воскресенье шла с корзиной яиц к пещере, в которой был погребен Христос. Перед пещерой ей встретился ангел, возвестивший “Христос воскресе”. Как только ангел произнес эти слова, яйца в корзине окрасились в красный цвет.
- Обрядовая еда – кулич и пасха – также один из самых узнаваемых пасхальных символов. Интересно, что ее изображение встречается обычно на открытках, изданных в России или для русского рынка. Связано это с национальными особенностями праздника: только в Российской империи готовили и кулич, и творожную пасху. Без куличей и пасхи не обходится праздник и в наше время.
- Различные цветочные композиции на открытках не были просто фантазией художника. Существовала традиция ставить на праздничный стол первоцветы: гиацинты, фиалки, подснежники – символы наступившей весны.
- Верба на пасхальных открытках символизирует ветви пальмы, которыми, по легенде, люди устилали путь Христа во время его входа в Иерусалим.
- После пасхальной литургии люди, выходя из православного храма, обязательно говорили друг другу: “Христос Воскресе” и “христосовались” – целовались. Отказать в христосовании было нельзя – это считалось оскорблением и проявлением гордыни. Этот обычай всячески обыгрывали художники, изображая на пасхальных открытках целующиеся парочки.
- Популярностью пользовались изображения детей. Их невинность и чистота напоминали о том, что жертва Христа искупила грехи человечества. Многие художники создали себе имя, рисуя многочисленные сценки с детьми. В России это была Елизавета Меркурьевна Бём, произведения которой, сопровождавшиеся надписями-поговорками, ценятся коллекционерами и переиздаются и по сей день.
- Курицы и цыплята чаще всего становились персонажами пасхальных открыток. Связано это, конечно, с обрядовой пищей – пасхальными яйцами. Примечателен тот факт, что цыплята благополучно “перекочевали” на советскую поздравительную открытку. Открытки “С днем рождения” с изображением цыплят с букетами цветов по своей стилистике напоминают поздравления с Великим праздником.
- В Германии существовала легенда о пасхальном кролике. Поверье гласило, что кролик (или заяц), считавшийся в христианском искусстве символом жизни и возрождения, оставляет пасхальные яйца в полях и садах, чтобы дети могли их найти. Забавные открытки с этим персонажем успешно продавались и в России»*.
На пасхальных открытках, представленных на выставке, отображены все обычаи празднования Воскресения Христова в России и Европе. В экспозиции много дореволюционных открыток (в том числе печатная продукция Общины Святой Евгении), изданных в России и для России («Место производства открытки нельзя установить по изображению на лицевой стороне. Даже если на ней представлены православные храмы и служба в русской церкви, это совсем не означает, что она издана в России. На русский рынок работали издательства Великобритании, Швеции и, конечно, Германии»*).
Небольшой подраздел выставки – «Весенней настроение» – составили открытки с изображением весенних цветов.
________________
* Пасхальная открытка : альбом-каталог / Государственный музей истории Санкт‑Петербурга. – С.‑Пб., 2014. – 180 с.