Ведущие лектория – ижевские литературоведы, кандидаты филологических наук Александр Лаврентьев и Вячеслав Малых.
Первая лекция «Но, видит бог, есть музыка над нами…» объединила творчество двух январских юбиляров – немецкого писателя-романтика, сказочника, композитора и художника Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776–1822) и русского поэта, прозаика и переводчика Осипа Эмильевича Мандельштама (1891–1938), – таких, казалось бы, отдаленных во времени и пространстве авторов.
Александр Лаврентьев рассказал об основных кредо немецкого чиновника и писателя, основном конфликте, переживаемом им в жизни и воплощенном в творчестве (между филистерами – обычными обывателями, добрыми людьми, но плохими «музыкантами» – и «музыкантами», мечтателями, которые слышат музыку сфер, для которых чужд обычный предметный мир) и объяснил, почему, по его мнению, в России Гофмана читают, любят и понимают больше, чем в Германии.
Вячеслав Малых поделился своими размышлениями о том, какое впечатление произвели произведения Гофмана на российскую публику, как были преломлены в русской литературе XIX века (Гоголь, Достоевский), породили «петербургский гофмановский культ 1910-х гг.» и опосредованно отразились в творчестве символистов и акмеистов. Говоря о гофмановском интертексте в творчестве Мандельштама, лектор опирался на исследования таких признанных в литературоведении авторитетов, как Олег Лекманов и Роман Тименчик, но представил и собственную находку – одно из стихотворений поэта, содержащие явные отсылы к творчеству Гофмана, и экспромтом провел перед слушателями блестящий текстологический анализ.
В заключение лекторы постарались донести до аудитории идею о том, как важно читать хорошую литературу, классику, в частности – поэзию Мандельштама. Содержащие множество смысловых слоев, его стихи тем не менее – для всех: пусть не каждый сможет расшифровать все культурные коды, заложенные в текстах, но каждый сможет найти в них что-то свое, поскольку поэт обращался к личному опыту каждого.