Книжная выставка «От “виктории” до “майбаха”: к 135-летию первого автомобиля»

Весь январь в отделе технической и сельскохозяйственной литературы (ул. 30 лет Победы, 14) экспонируется книжная выставка «От “виктории” до “майбаха”: к 135‑летию первого автомобиля».

В 1885 г. Карл Бенц построил первый образец трехколесного автомобиля, оснащенного одноцилиндровым двигателем, а 29 января 1886 г. получил Германский Императорский патент на «экипаж, приводимый в движение газовым мотором, для перевозки одного-четырех человек». Значит, в этом году мы отмечаем 135‑летие нашего любимого транспортного средства.

 

«...на роль изобретателя автомобиля претендовало более 400 человек из разных стран мира. Спрашивается, почему именно Бенц? Ответ прост: он первым сумел запатентовать свое детище. <...> Трехколесный экипаж оказался неустойчивым, поэтому с 1893 г. Бенц перешел к выпуску четырехколесного автомобиля Viktoria с двигателем мощностью 3 л. с., а год спустя перед публикой предстала модель Velo. <...> К началу 1901 г. предприятие Бенца стало одним из крупнейших в своей отрасли и имело отделения в других странах» (Источник).

 

С момента создания до наших дней автомобиль прошел долгий путь. О развитии мирового автомобилизма, изменениях и усовершенствовании конструкций автомобилей увлекательно рассказано в книгах М. П. Гордиенко и Л. М. Смирнова «От повозки до автомобиля» и Ю. А. Долматовского «Автомобиль за 100 лет».

 

История становления автомобиля – «эпическая поэма» нашего столетия. «Любимое детище» стало не только средством передвижения, но и домом на колесах, местом развлечений, драм и трагедий. В хорошо иллюстрированной книге Р. М. Гасанова «Баловень века» также находят отражение различные аспекты истории автомобилизма, даются портреты творцов автомашин.

 

История автомобилестроения тесно связана с именем Андре Ситроена, яркая личность которого «высветилась» сразу же после Первой мировой войны. Человек мысли и риска, предприниматель необыкновенной финансовой и технической смелости, Ситроен взошел на вершину автомобилестроения и господствовал там в течение 20 лет. Его «производственной» судьбе посвящена книга С. Швейцера «Андре Ситроен. Риск и вызов».

 

Гениальному промышленнику, фанатику своего дела, механику-самоучке Луи Рено посвятил свою книгу «Луи Рено, 1877–1944. Биография» профессор Лилльского университета Эммануэль Шадо. Рено внес большой вклад в усовершенствование конструкции автомобиля: запатентовал систему питания с турбонагнетателем, быстросъемные свечи, пневматический стартер, наклонную рулевую колонку, гидравлический амортизатор; именно в его автомобилях появился багажник и раскладные сиденья.

 

Различные аспекты истории создания автомобиля можно узнать также из следующих книг: А. Н. Боголюбов «Творения рук человеческих»; В. И. Ковалев, А. Г. Схиртладзе, В. П. Борискин «История техники»; Н. Я. Надеждин «История науки и техники»; К. В. Рыжов «Сто великих изобретений».

 

В нашей стране с ее необъятными просторами (и не менее необъятными проблемами дорог) автомобиль «прошел» свой особый путь и имеет свою интересную историю.

 

Наиболее полная история российского автомобилизма изложена в капитальном двухтомном труде Л. М. Шугурова «Автомобили России и СССР». I том посвящен зарождению автомобилестроения в России, началу мелкосерийного производства, производству автомобилей в 20–50-е годы; II том – развитию отечественного автомобилестроения в 1956–1970 гг.

 

Рассказ об истории создания отечественных автомобилей и мотоциклов в книге В. И. Дубовского «Автомобили и мотоциклы России (1896–1917 гг.)» ведется на фоне обзора развития автомобильной техники за рубежом. Описываются конструкции первых автомобилей и мотоциклов, приводятся биографические данные их создателей, сведения о фирмах, выпускающих автомобили и мотоциклы.

 

Изучение легкового автомобилестроения в контексте социализма – это одновременно и изучение СССР в контексте легкового автомобилестроения. Именно так построена книга Л. Сигельбаума «Машины для товарищей. Биография советского автомобиля». Издание «децентрализует» советскую историю в географическом смысле, проводя нас по городам и городским районам, сооруженным специально для автомобильного производства. Бывшие изначально исключительно прерогативой «товарищей», легковые автомобили в итоге стали доступны широким кругам советских граждан.

 

Журналист, автор нескольких изданий для автолюбителей Ю. В. Гейко выпустил книгу «Автоэнциклопедия», куда вошло всё лучшее «автомобильное», написанное им в «Комсомольской правде» и рассказанное на «Авторадио». Это более 80 статей, посвященных самым разнообразным практическим темам, волнующим автомобилистов: автострахование, зимнее обслуживание автомобиля, правила поведения на дороге, ДТП, а также лирические очерки, посвященные автомобилям, путевые заметки, исторические обзоры.

Опубликовано: 20.01.21. Прочитано 1306 раз Последнее изменение 03.06.21