На протяжении столетий платки, косынки, шали бытовали в крестьянской и купеческой среде в качестве дополнения к женскому головному убору или самостоятельного предмета повседневных и праздничных нарядов. Причем в каждой губернии России складывались свои, местные и порой весьма необычные способы их ношения и использования в костюме.
Понятие «русский платок» признано во всем мире – благодаря труду талантливых художников- мастеров ткацкого и красильного дела, создавших оригинальный художественный образ, истоками которого были как русское народное искусство, так и творческие заимствования из культур других народов. Красочные композиции традиционного российского платка гармонично сочетают в себе русскую «ромашку» и персидского «лебедя», иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр», а также бесконечные вариации восточных орнаментов.
Приглашаем всех желающих в увлекательное путешествие по страницам истории русского платка. В этом нам помогут следующие издания:
- Иван Уханов «Оренбургский платок». Оренбургский пуховый платок – уникальный образец народного искусства – известен и в нашей стране, и далеко за ее пределами. Писатель Иван Сергеевич Уханов рассказывает в своей книге об истории возникновения знаменитого промысла, о сегодняшнем дне пуховязального производства.
- Афанасий Коновалов «Плат узорный». Названием книги, посвященной старинному русскому производству платков и шалей в подмосковном городе Павловский Посад, послужили слова из стихотворения А. Блока «Россия». Ныне в Павловском Посаде находится головное предприятие Московского производственного платочного объединения, на котором трудятся замечательные мастера: ткачи, художники, колористы, граверы, набойщики – люди многих удивительных специальностей.
- Наум Рудин «Павловские шали = Pavlovsky shawls». Это повествование о знаменитых павловских шалях, о многих поколениях художников, сумевших сохранить и развить традиции русского художественного текстиля.
- «Музей русского платка и шали в Павловском Посаде, Московская область». Книга об уникальном музее, который открылся в 2002 г. по инициативе жителя Павловского Посада Владимира Шишенина, члена клуба коллекционеров произведений изобразительного искусства. Основой музейного фонда и экспозиции стали собранные им коллекции платков, шалей, женских головных уборов и предметов быта ХVIII–ХХ вв.
- Раиса Кирсанова. «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок: костюм – вещь и образ в русской литературе XIX в.». «Как часто при чтении произведений классики мы не замечаем детали костюма литературного персонажа. И тогда пропадает скрытый смысл, глубокий подтекст, емкий намек, вложенный автором и вполне понятный его современникам. Искусствовед Р. Кирсанова много лет занимается изучением этой проблемы. Читателю впервые предлагается своеобразный путеводитель по произведениям классики, где описания костюма раскрыты как важное средство социальной и психологической характеристики героев».