В этот день по всей стране вспоминают жертв террористических актов из числа гражданского населения, а также сотрудников правоохранительных органов, отдавших свои жизни при выполнении служебного долга. Скорбя о погибших, мы едины в своем намерении всеми силами противостоять террору. Важно помнить, что терроризм можно побороть лишь сообща, всем вместе: только взаимоуважение всех граждан страны позволит предупредить разрастание терроризма и экстремизма, лишит преступников надежды на поддержку в российском обществе.
В книгах, представленных на выставке, терроризм рассматривается как масштабное и опасное явление, имеющее глубокие исторические и социально-экономические корни, но и весьма актуальное для нашей страны и требующее теоретического осмысления. Это, в частности, монографии И. С. Алексеева «Войны. Мир. Власть», А. Дершовица «Почему терроризм действует», В. Королева «Загадки 11 сентября. Почему упали башни?» и др.
Следует отметить, что проблема терроризма долгое время исследовалась прежде всего историками, социологами и политологами. Однако в последнее десятилетие в мировой практике наблюдается активизация социально-психологических исследований по данной проблеме. Так, в монографии К. Г. Горбунова «Терроризм: история и современность. Социально-психологическое исследование» проводится глубокий социально-психологический анализ природы терроризма в различных его проявлениях, личностных особенностей и мотивации террористов, специфики групповой динамики террористических сообществ. Автор книги отмечает, что современный терроризм является одним из наиболее опасных проявлений социальных конфликтов, которые в той или иной форме всегда существовали и будут существовать. Однако в современном обществе есть процессы и явления, которые способствуют пробуждению деструктивных сил в психике человека и распространению терроризма как способа разрешения этих противоречий.
- Это, во-первых, превращение нашей цивилизации в «информационное общество», в котором любое событие мгновенно может стать достоянием гласности, определенным образом влияя на психику людей.
- Во-вторых, нарастание двух противоположных тенденций: с одной стороны, гуманизация общества, превращение человеческой жизни в ценность, которую террористы используют в качестве предмета торга с властями; с другой – привыкание общества к насилию, виртуальному (на телеэкранах и компьютерных дисплеях) и реальному (в повседневной жизни).
- В-третьих, углубление раскола между беднейшими социальными слоями и наиболее богатыми членами общества, между самыми богатыми и самыми бедными странами.
- И, наконец, это накопление на планете огромного количества оружия, за которым всё сложнее осуществлять контроль.
Автор предполагает, что глубинной причиной терроризма является древнейший невспоминаемый опыт человечества – коллективное бессознательное. Этому филогенетическому опыту современная цивилизация не просто чужда, а глубоко враждебна. Неистовость и крайний аморализм террористов, внешняя бессмысленность многих их акций есть проявление и следствие этой непримиримой вражды. Возводя жестокую силу в ранг главного регулятора общественной жизни, терроризм снижает значимость и возможность компромиссов, толерантности, терпимости к инакомыслию, которые являются непременным атрибутом цивилизованных отношений. Резюмируя, исследователь отмечает, что ставить задачу полного искоренения терроризма в мире нереально, но общество должно стремиться к тому, чтобы не давать ему распространяться, вовремя выявлять и пресекать террористическую угрозу.
Важное место в экспозиции выставки занимает сборник «Ислам о терроре и акциях террористов-смертников», объединивший статьи известных турецких ученых-богословов и других деятелей науки. Вот что пишет в ней в главе «К читателям» д-р техн. наук, проф. МГУ, президент Российской академии естественных наук Олег Кузнецов: «В данном сборнике с наибольшей полнотой и доступностью для массового русскоязычного читателя раскрывается несовместимость, неприемлемость с позиций Священного Корана посягательства правоверного мусульманина на высший дар Всевышнего – на человеческую жизнь. Впервые массовый читатель знакомится с пятью абсолютными ценностями совершенного ислама – вера, жизнь, семья (потомство), разум (знания), собственность. Сопоставление в сборнике коранических и библейских заповедей (с научной, проверяемой по священным текстам Корана и Библии корректностью) – одна из сильнейших сторон данного труда. Столь же взвешенно и аргументировано (по Корану и хадисам – священным преданиям) отвергается профанируемый детоубийцами и отщепенцами без веры и чести тезис о самоубийстве как об акте возмездия “неверным”. Авторы, сами мусульмане и авторитетные ученые, проводят, возможно, первейшую мысль данного издания – искать смерти, как делают террористы-камикадзе, исключено для правоверного мусульманина по определению, ибо жизнь каждого человека в Его руках. <...> Ценность публикуемых статей даже не в комплексном изложении важнейших постулатов, написанном виднейшими турецкими специалистами в области религии, социологии, психологии, а в той особой ауре бережности к Человеку, к Жизни и земной Цивилизации, которая присуща истинно возвышенным и заботящимся об устойчивости нашего хрупкого мира ученым и богословам». «Данное издание содержит полезный аналитический материал, а также научные выводы по вопросам религии, террора, войны и потребности в глобальной этике – именно то, что необходимо чаще освещать в средствах массовой информации с целью устранения причин дестабилизации общества», – отмечает муфтий Шейх Равиль Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России.