Изучением флагов и знамен занимается наука вексиллология (от лат. vexillum – знамя) – специальная историческая дисциплина, изучающая историю формирования и развития т. н. знаменного материала.
На выставке представлено новое фундаментальное издание, вышедшее под эгидой Института российской истории РАН в 2018 г., – «Идентичность российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологи» (автор – д-р ист. наук Н. А. Соболева). Истокам одного из государственных символов – российского флага – в издании посвящены две главы: «Российский триколор: мифы и историческая реальность» и «Историческое прошлое российского триколора: факты и мифы». В более раннем издании этого же автора, также представленном в экспозиции («Очерки истории российской символики. От тамги до символов государственного суверенитета»), исследованию российской вексиллологи посвящена глава «Российские флаги в дискурсе истории».
Сборник «Герб и флаг России. X–XX века» подготовлен авторским коллективом ученых-историков; отв. редактор издания – руководитель Государственной герольдии при Президенте РФ, государственный герольдмейтер Г. В. Вилинбахов. «Книга посвящена в первую очередь двум главным государственным символам – гербу и флагу, но она включает и темы, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к рассматриваемой проблеме, например о войсковых знаменах, обрядах венчания и коронования, во время которых использовались предметы, ставшие государственными символами. Эта книга и о том, что думали наши предки и что думают современники о своей Родине, ее призвании и месте в мировой истории, о становлении державных амбиций и притязаний, выразившихся не только во внутренней и внешней политике, но и в оформлении эмблем и символов».
Анализу символа в культуре, его роли в межкультурной коммуникации посвящено учебное пособие Ю. П. Тена «Символы России и зарубежных государств». В главе «Символы России: историко-культурный анализ» приводится несколько версий символического значения цветов и последовательности расположения полос российского флага.
История российского флага доступно излагается в одноименной главе научно-популярного издания «Символы и святыни Российской державы» и в разделе «Государственный флаг России» адресованной детям книги «Государственные символы России».
Пособие «Опыт использования государственной символики в патриотическом воспитании граждан» адресовано в первую очередь педагогам образовательных учреждений всех уровней. В книге приводятся наиболее значимые и интересные отечественные формы и методы работы, а также материалы о государственной символике некоторых зарубежных стран и ее использовании в воспитательном процессе граждан этих стран. Книгу можно использовать и как справочник по флагам.
*
Проводимые в последнее десятилетие исследования и опросы показывают, что российские граждане (особенно молодежь) знают цвета государственного флага, но часто затрудняются назвать их последовательность. Одним из популярных мнемонические приемов (способов запоминания) является буквенный код – образование смысловых фраз (или слова) из начальных букв запоминаемой информации. Так, например, давно известна формула для запоминания последовательности цветов Белого-Синего-Красного, придуманная моряками: БеСиК; программисты опираются на близкую им терминологию – язык программирования БейСиК. Создайте свой мнемонический код, чтобы твердо запомнить последовательность цветов российского флага.
*
Не менее важно знать, кто и в каких ситуациях может использовать российский флаг, какие есть ограничения на его использование, какие меры наказания предусмотрены за неподобающее отношение к флагу. Всё это изложено в Федеральном конституционном законе «О государственном флаге Российской Федерации», текст которого включен в представленном на выставке сборнике «Конституция и государственная символика Российской Федерации».