Что отличает итальянцев от представителей других народов? Темперамент и страсть, граничащая с актерством, индивидуализм и в то же время общительность, любовь к приключениям и стойкий оптимизм. А всё это вместе, в широком смысле слова, называется «allegria» – всеобщий жизненный подъем – характерная черта нации, которую нелегко понять иностранцам. Но если вы все-таки стремитесь понять – посмотрите, как итальянцы танцуют тарантеллу: именно в ней они раскрывают суть своего характера и души.
Тарантелла – народный танец родом из Неаполя, который появился в XV в. и сразу же распространился по всей Италии (есть также мнение, что это смесь испанских и мавританских танцев). Одна из легенд о возникновении тарантеллы связана с городом Таранто в южной Италии, лежащим на берегу одноименного залива, где в XIV– XV вв. прошла странная эпидемия – нашествие обитавших здесь пауков тарантулов. Укус их приводил к болезни, и всякий укушенный был обречен на смерть, а единственным лекарством считался особый – яростный и бешеный – танец. Считалось, что необузданная пляска разгоняла кровь и нейтрализовала действие яда.
Танец был описан многими путешественниками – как элемент, передающий колорит и самобытность Италии. Знаменитый поэт Р. М. Рильке так писал о тарантелле в начале XX в.: «Что за танец: будто выдуманный сатирами и нимфами, древний – и воспрянувший и вновь открытый, окутанный правоспоминаниями; коварство, и дикость, и вино, мужчины снова с козлиными копытами и девы из свиты Артемиды».
Тарантелла сопровождается стремительной и веселой музыкой (основные инструменты – гитара, тамбурин или бубен), резкими, четкими жестами и даже пением. Танцевать можно одному, в паре, а также с друзьями или незнакомыми людьми в большом кругу. В каждом регионе Италии у танца свои особенности (есть сицилийская тарантелла, тарантелла Монтемарано, Калабрии, Гаргано), но неизменным всегда остаются быстрота и задорность его исполнения. Сегодня в Италии существует фестиваль под названием «Ночи тарантула». В Монтемарано открыт музей, посвященный тарантелле, и школа искусств, призванная сохранить разновидность этого самобытного танца.
Обо всем вышесказанном подробнее можно узнать из представленных на выставке книг: М. Салли «Эти странные итальянцы»; Э. Уиттакер «О чем думают итальянцы? 1345 фактов от спагетти до Феллини»; А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров «Основы характерного танца»; К. Влазис «Танцы вообще: балетные знаменитости и национальные танцы».
Неудержимая тарантелла привлекала к себе внимание многих композиторов XIX и XX вв.: вариации на тему итальянского народного танца есть у Дж. Россини, Ф. Листа, Ф. Шопена, Д. Обера, К. М. фон Вебера, Ф. Мендельсона, С. Прокофьева. В экспозиции выставки представлен диск с записями некоторых из них, а также нотное издание – сочинение для фортепиано «Неистовая тарантелла» (2005 г.) известного удмуртского композитора Александра Корепанова.