Великая Отечественная война радикально изменила жизнь всей нашей страны, каждого человека и каждой организации. Коснулись перемены и центральной городской библиотеки Воткинска.
Все трудные годы войны библиотеку возглавляла Зинаида Дмитриевна Некрасова. Штат ЦГБ варьировался от четырех до шести человек (библиотекарей – 3–4 человека). О книжном фонде тех лет можно судить по диаграмме:
Из доклада заведующей о проведенной работе за 1941 год: «Знаменательные дни и годовые революционные праздники отмечаются обязательно: выставка книг, фотогазета, стенгазета, альбомы, плакаты – монтаж. Рекомендательные списки на художественную литературу, рекомендуемую к 1 Мая, Октябрю, списки изготавливались аннотированные». В апреле 1941 г. в библиотеке провели литературный вечер, посвященный памяти М. Горького. Была оформлена большая выставка, стенгазета, а педагог-литератор – активный посетитель библиотеки – прочитал доклад. На мероприятии присутствовало 80 человек. По инициативе коллектива библиотеки в начале года прошло методическое совещание библиотекарей, находящихся в ведении гороно. На совещании прорабатывался вопрос о перешифровке книг по новой классификации (под ред. Траповского) и отмечалось, что кроме городского парткабинета, перешифровку никто не произвел из-за отсутствия таблиц. Вполне мирные, традиционные библиотечные мероприятия.
Так начинался 41-й. Война внесла свои коррективы в задачи библиотеки. Еще в начале года основу работы составляло стандартное «...коммунистическое воспитание читателей и организация помощи широким массам трудящихся в изучении истории ВКП(б), пропаганда военно-оборонной, антирелигиозной и исторической литературы». Но уже с первого дня объявления войны в читальном зале организован уголок, где находилась географическая карта, журналы, газеты и сводки советского информбюро за каждый день. Как сказано в отчете за 1942 год, «задачами библиотеки в дни Великой Отечественной войны являются: как можно шире информировать население о текущих событиях, рассказать о героических подвигах бойцов..., о действиях партизан в тылу фашистских войск... О славном военном прошлом нашего Отечества и народных героях, этим мобилизовать внимание масс на выполнение стоящих перед нами задач как то – подписка на заем, вещевую лотерею, проведение режима экономии и других хозяйственных задач».
К 1944 году перечень направлений деятельности библиотеки расширился и немного изменился:
«а) Ежедневно информировать население о событиях внутренней, международной и политической жизни, о положении на фронтах Отечественной войны, разъяснять решение партии и правительства, приказы военного командования и мобилизация трудящихся масс на выполнение хозяйственно-политических и оборонных задач Советского государства.
б) Воспитывать читателей в духе советского патриотизма, пропагандировать великие традиции героического прошлого нашего народа.
в) Повышать политический и культурный уровень трудящихся, крепить неразрывную связь Советского тыла и фронта.
г) Содействовать организации культурного отдыха инвалидов Отечественной войны и семей фронтовиков.
д) Бороться за увеличение и закрепление читателей библиотеки, за увеличение сохранности и лучшее использование книжного фонда библиотеки».
Основной тематикой массовых мероприятий в последний год войны были: окончательная победа над фашизмом, пропаганда научно-популярных знаний и общественно-политической литературы.
Таковы главные направления библиотечной деятельности в годы войны. Впрочем, свои коррективы в работу библиотеки вносила и реальная, не зависящая от расписанных на бумаге планов жизнь.
Сразу после 22 июня повышенным спросом стала пользоваться военная литература, и библиотекари оперативно подготовили витрину и подборку таких книг. За первые полгода выдали почти две тысячи военно-патриотических книг.
Уже в июле 1941 года прошла беседа с читателями на тему «Отечественная война и международное положение». Был оформлен альбом «Герои Отечественной войны». В помощь докладчикам делали папки с вырезками из газет о международном положении. Коллектив библиотеки принял участие в районном совещании политпросвет работников и предоставил информацию по темам: «Что читать о борьбе с фашистскими захватчиками», «Что представляет из себя фашизм и что мы противопоставляем фашизму», «Как организовать и при наличии какой литературы можно вести справочную работу среди населения», «Как должна библиотека вести работу по противовоздушной и химической обороне среди населения» и др.
В библиотеке открыли стол справок, где желающие могли найти постановления партии и правительства по животрепещущим вопросам, например, по оказанию помощи и льготам, предоставляемым семьям красноармейцев. В 1941 г. выполнено 343 справки. Очень много запросов поступало по экономике стран, особенно Германии. Если из-за сложности вопроса работники не могли сразу на него ответить, они консультировались в нарсуде, горздравотделе, парткабинете, и давали исчерпывающую информацию. За 1942 год в стол справок обратились 173 человека.
Кроме того, была оформлена доска вопросов и ответов, также пользовавшаяся вниманием читателей. К примеру, за 1944 г. на ней было дано 397 ответов на разнообразные вопросы: что представляют собой Литва, Италия, когда началась война Германии с Англией, к какой категории по социальному положению относится командир Красной Армии и т. д.
О библиотеке военного времени вспоминает читатель ЦГБ им. Д. А. Фурманова с 64-летним стажем И. С. Розенберг: «В памяти 1942 год, зима, полуголодное время. Поначалу нас, эвакуированных, определили жить в бараки, потом расселили по квартирам. Я жил неподалеку от библиотеки, по улице Ленина. Меня избрали комсоргом цеха № 27 и поручили вести комсомольскую школу. А на основании чего вести? Никакой специальной литературы при себе не было. Пришел в библиотеку им. Д. Фурманова. Первая книга – "Краткий курс истории партии", большая, отлично изданная. Затем пришел черед книгам по Удмуртии... Благодаря именно библиотечным книгам я знаю историю удмуртского народа и литературы, хотя и нездешний. Читал Кедра Митрея, Афанасия Лужанина. А вот произведений Кузебая Герда не оказалось. "Враг народа", – тихонько пояснили шепотом в библиотеке».
Действительно, в 1941 году в город приехало много эвакуированных, спрос на литературу значительно вырос, увеличилось число читателей. Но в то же время из-за прибывших предприятий и организаций пришлось потесниться многим воткинским учреждениям и даже простым горожанам. С 15 июля читальный зал отдали под библиотеку Ленинградского пехотного училища, там же проходили и занятия учащихся. Центральная библиотека пыталась компенсировать потерю места для чтения газет и журналов за счет витрины, где оперативно вывешивались важнейшие сообщения (поданная утром по радио информация уже к 12 часам дня появлялось в библиотеке в специальном бюллетене). Из-за отсутствия помещения проведение массовых мероприятий в самой библиотеке было временно прекращено.
В 1942–43 гг. читальный зал ютился в проходном коридоре, и, тем не менее, посещаемость была очень высокой. Массовые мероприятия проводились в основном в госпитале и мастерских промкомбината: коллективные прослушивания радио, громкие читки газет, журналов, сводок советского информбюро. Помимо статей актуальной тематики, читали и крупные произведения: «Они сражались за Родину» и «Наука ненависти» Шолохова, «Радуга» Василевской, «Как закалялась сталь» Островского, «Багратион» Голубова, биографию Чехова и его рассказы «Брожение углов», «С женой поссорился», биографию и басни Крылова и др. За 1942 год проведено 87 громких читок, в 1944 году – 62 (1243 слушателя).
Посещаемость библиотеки за месяц в 1942 году доходила до 1500–2000 человек (средняя за день – 80–100), книговыдача за месяц составляла в среднем 29776 экземпляров. Наибольшим спросом пользовались художественные книги. Через МБА из других библиотек поступило 23 книги в 1942 году и 43 книги в 1944-м. Книги заказывали из Ижевска, Москвы, Кирова.
Для расширения круга читателей были организованы девять библиотек-передвижек: две в госпиталях, две в военных частях, две в школах фабрично-заводского обучения, и по одной в трудовой колонии, на хлебокомбинате и в коммуне «Двигатель». В 44-м году передвижных пунктов – пять, книгонош – двое. Ими обслужено за год 1678 человека, книговыдача – 3214 экземпляра.
Помощь в проведении докладов, обслуживании в передвижках, в сборе и переплете книг оказывал читательский актив. В 1942 году актив насчитывал 30 человек, в 44-м – 50 (в т. ч. три чтеца, пять лекторов, два консультанта), в 45-м – уже 60, количество чтецов выросло до пяти человек. Большую помощь в проведении литературных вечеров оказывала Серафима Павловна Седусова, приехавшая в город в 1944-м после окончания учебы. В последующие десятилетия – активный лектор, читатель и друг библиотеки.
С 42-го года сотрудники библиотеки ходили по домам, агитируя жителей города передавать свои книги для госпиталей, воинских частей и отправки в освобожденные от немцев районы. Госпиталю передали 70 книг, в воинскую часть – 488. В 43-м при помощи активистов-читателей собрано и отправлено в западные районы страны 400 книг. В 1944 году у жителей Воткинска собрали 200 книг, добавили к ним 710 библиотечных (в том числе собрания сочинений Пушкина, Некрасова, Тургенева, Маяковского, Горького) и вновь отправили в освобожденные города Советского Союза.
К весенней посевной кампании 1942 года для сельских жителей было подобрано два комплекта книг для передвижек, подготовлен рекомендательный список по теме: «Партия и правительство о повышении урожайности культур и дальнейший подъем животноводства». В этом же году отмечался большой спрос на книги по огородничеству.
Библиотекари вели разъяснительную и агитационную работу о денежных займах: организовывали устные беседы, оформили выставку «Куда идут займы», читали и разъясняли материалы о втором государственном займе и вещевой лотерее.
В 44-м году Пехотное училище освободило помещение читального зала, и посетители вновь могли читать в уютной обстановке. Была оформлена витрина с вырезками из газет по разделам: 1. «Герои Отечественной войны»; 2. «Партизаны в Отечественной войне»; 3. «Восстановление освобожденных городов»; 4. «Зверства фашистов». Вырезки менялись два раза в месяц, а из старых оформлялись альбомы и книжки-самоделки, хранящиеся в читальном зале.
Но при этом нельзя делать вывод, что вся работа библиотеки в 1941–45 гг. была нацелена на военную тематику. За 1944 год проведено две беседы (к 8 Марта и к Дню Красной армии); три читательских конференции (посвященные Некрасову, Чехову, Крылову). Две конференции состоялись в самой библиотеке, третья в клубе машиностроителей. На этих мероприятиях побывали 700 человек.
Среди событий 1945 года – литературный вечер в день памяти Н. А. Некрасова, вечер ко дню памяти В. Маяковского, читательская конференция «Горький – борец за счастье человека», беседа «Возникновение жизни на Земле», беседа и выставка книг в доме учителя «Как срезать и хранить клубни картофеля», лекция «Политическое и географическое положение Китая».
Не забывали и о наглядном оформлении. За 1942 год оформлено 47 выставок и 10 номеров стенгазеты. За 1944 год – 10 фотогазет и 37 книжных выставок к литературным и знаменательным датам. В 1945 году составили 12 рекомендательных указателей литературы, и благодаря этой работе выдали 2713 экземпляров ОПЛ (в 1944 г. – 1518).
По воспоминаниям старейшего читателя библиотеки В. В. Полушкина: «Страсть к чтению у Виля появилась, как говорится, с младых ногтей. Случилось так, что в раннем детстве пришлось ему жить на Северном Кавказе. И родным стал адыгейский язык. Разговаривал по-черкесски и грузински лучше, чем по-русски. Когда родители вернулись в Воткинск, он с большим старанием стал изучать родной язык. И здесь добрыми помощниками являлись книги. Тогда и стал Полушкин постоянным читателем библиотеки им. Фурманова. Брал в основном произведения классиков русской художественной литературы. Читал с карандашом в руке. Выписывал в тетрадь интересное для себя. Отец, Василий Ильич, старый большевик, много работавший над собой, одобрял и направлял страсть сына к чтению. В первую очередь юноша одолел книги по искусству, по истории – всеобщей и российской.
В Отечественную войну, – вспоминает Виль Васильевич, – мы, ребята, вместе с библиотекарем Зинаидой Небогатиковой писали плакаты, наклеивали вырезанные из журналов карикатуры и вывешивали их на стенах библиотеки. Тогда же появился интерес к военной тематике. Особенно газеты приковывали внимание. Каждую сводку с фронта зачитывали «до дыр». Уже ближе к концу войны работники библиотеки стали больше уделять внимания молодежи – вывешивать перечень специальной и художественной литературы для самообразования, просвещения юношества. Виль Васильевич принимал активное участие в беседах и молодежных диспутах. А главное, сам много читал».
Как уже было сказано ранее, ставка переплетчика была сокращена, а потребность в ремонте книг, конечно, не исчезла. Большую помощь оказывали читатели. При библиотеке был переплетный кружок из 17 человек. Не хватало ни картона, ни клея, ни бумаги. Приходилось использовать любые материалы: картон брали из городского отдела печати, мучной бус с мельницы, мерзлый картофель терли на крахмал. В ход шли даже старые книжные корочки и остатки газет после вырезки нужных статей. За 1942 год ребята помогли переплести 100 книг и отремонтировать 350. Отложили на перелет еще 250 книг на них не хватило ниток и материала для корешков. За 1944 год силами кружка переплетены и отремонтированы 532 книги.
Вспоминает один из помощников библиотеки – Владимир Зиновьевич Санников: «...в 45-ом, мы записались в переплетный кружок при воткинской библиотеке им. Фурманова (не из особой любви к переплетному делу, а чтобы брать любые книги на дом) – и с книгами стало совсем хорошо. Заведующая библиотекой Зинаида Дмитриевна Некрасова, ее сестра Руфа, другие библиотекари (точнее, библиотекарши) умели создавать удивительно теплую, домашнюю атмосферу. Немало комплектов журналов или книг, зачитанных до дыр, рассыпавшихся буквально по листочку, было – между болтовней, смехом, детскими шалостями – переплетено нами на допотопном библиотечном оборудовании. И особенно приятно было читать потом такую книгу, остро пахнущую клеем, тобой переплетенную. В этом возрасте каждая книга – как бы еще одна дорога, которую ты можешь выбрать».
В 1944 г. на абонементе выделили несколько основных групп читателей, с которыми проводилась индивидуальная работа:
- для инвалидов Отечественной войны подбиралась различная литература, преимущественно художественная.
- выпускников 10-х классов старались максимально полно снабдить программными художественными произведениями, литературой в помощь образованию и самообразованию, при необходимости для них брали книги из других библиотек. В читальном зале организовали особую «полку по запросу».
- огородникам подбирали и представляли на выставках необходимую литературу по огородничеству.
В этом же году был оформлен альбом отзывов на прочитанные книги, в котором около 50 читателей высказали свое мнение.
В 1944 году в целях пропаганды естественнонаучной литературы была сделана подборка книг, пропагандировалась и политическая литература. Но из беллетристики полагалось выдавать не больше одной книги читателю. Любители повестей и романов шли на «преступления», пытаясь оформить формуляры на другие фамилии. Не заметивший эти махинации библиотекарь мог остаться без работы. Но библиотекари в эти годы часто менялись по другим причинам: низкая заработная плата (160-180 рублей) и маленький хлебный паек (400 грамм в день). Относительная стабильность в штате библиотеки наступила лишь в 1944 году, после Постановления Правительства о повышении заработной платы библиотечным работникам.
Работа библиотекарей в годы войны была разноплановой и не ограничивалась только обеспечением населения информацией и литературой. Например, во время уборки урожая в 1942 году один человек от коллектива в течение двух месяцев работал в колхозе. Библиотекари принимали участие и в благоустройстве города – ремонте дорог и посадке деревьев. В годы войны, если возникали трудности с топливом, то работники библиотеки сами заготавливали и доставляли дрова, чтобы в помещениях абонемента и читального зала всегда было тепло.
К концу 1945 года в фонде библиотеки было 14564 экз. книг, записано 4037 читателей, книговыдача составила 61624 экз. (из них по МБА – 25).
О количестве читателей в военные годы и составе читателей в 1942–43 годах можно судить по диаграмме:
Испытание голодом, тесным помещением и многими другими трудностями военного времени доказало жизнеспособность библиотеки, стойкость ее сотрудников и верность читателей, даже во время войны не потерявших интереса к книге.