Выставка приглашает взглянуть на известные живописные полотна под «поэтическим» углом зрения, а также привлечь внимание пытливого читателя к такому литературному приему (и предмету филологических исследований), как экфрасис.
Экфрасис или экфраза (греч. «изложение», «описание») – словесное описание произведения изобразительного искусства или архитектуры – известен еще с античности, хотя изучение его началось относительно недавно – в начале XX века. Узкий вариант понимания экфрасиса – и одно из проявлений его в литературе – это передача средствами поэзии и прозы визуальных изображений, однако в филологических исследованиях экфрасис анализируется и в более расширенных смыслах функционирования его в тексте.
Коррективы в понимание экфрасиса вносит развитие самой культуры, поэтому исследованием этого понятия – как явления интермедиального – занимаются сегодня не только филологи и лингвисты, но и искусствоведы, культурологи, киноведы.
На выставке представлено несколько книг, где анализируются приемы экфрасиса в текстах художественной литературы, как русской, так и (в меньшей степени) европейской. Это «Пластическая радость красоты. Акмеизм и Парнас» М. Рубинс; «Невыразимо выразимое» – сборник статей по материалам первой в России конференции, посвященной экфрасису; монография В. В. Фещенко и О. В. Коваля «Сотворение знака».
Отдельно отметим две книги – доступные для чтения в полнотекстовом электронном варианте – автором и составителем которых является д‑р филол. наук, проф. Удмуртского госуниверситета Татьяна Вячеславовна Зверева. Теме соотношения литературы и живописи посвящен ряд ее научных исследований, результатом которых стала монография «“Где продлеваются летящие мгновения”: живописные аспекты русской литературы» и антология «“Пусть живопись нас приютит...” Русская поэзия о картинах и живописцах».
Несколько стихотворений из названной антологии представлены на выставке вместе с картинами, вызвавшими вдохновение поэтов разных эпох – А. Пушкина, А. Фета, Я. Полонского, А. Блока, М. Цветаевой, Н. Гумилева, Р. Ивнева, М. Кузмина, П. Антокольского, А. Тарковского, И. Снеговой, А. Гитовича, А. Городницкого, А. Кушнера. Завершает галерею поэтического экфрасиса взгляд «сквозь бинокль» на брейгелевских «Охотников» ижевского поэта В. Шихова.