Термин «скандинавский (северный) нуар» уже давно принят как в литературе, так и кинематографе. Несмотря на то что детективы, созданные скандинавскими авторами, соответствуют всем канонам этого жанра, они все-таки выделяются присущими только им отличительными чертами.
Холодная и спокойная Скандинавия традиционно считается относительно благополучным в криминальном отношении регионом – убийства здесь единичны, и редко случающиеся трагедии моментально становятся центром внимания всего населения. Однако в своих книгах писатели из Швеции, Дании и Норвегии развивают сюжеты столь кровавые и шокирующие, что от них бегут мурашки даже у самых прожженных циников. При этом детективные произведения остаются реалистичными и очень живыми.
В чем же особенность криминальных происшествий скандинавских детективов? Конечно, жажда денег и власти, ревность, зависть и т. д. и на Севере остаются теми же чувствами, что и в остальном мире, но скандинавы предпочитают рыть глубже: предпосылками к убийствам может стать ненависть к мигрантам и увлечение нацистскими идеями, желание отомстить за сломанную жизнь, религиозность и политические разногласия. Почти во всех северных детективах преступные мотивы направлены не на отдельного человека, а на целые институты, субкультуры, на общественный уклад.
Примечательны и образы полицейских, следователей и частных детективов, которых нельзя назвать однозначно положительными персонажами. Часто они не в меньше степени, чем преступники, нуждаются в психологической помощи. Главные герои, как правило, не просто одиноки, а находятся в разводе и испытывают проблемы с построением новых отношений, страдают алкоголизмом, психологическими расстройствами, не удовлетворены своей жизнью и находятся в депрессии.
Природа тоже играет важную роль в скандинавских криминальных драмах: «...действие произведений разворачивается на фоне холодных, пугающих пейзажей, пронизанных чувствами одиночества и безысходности. Мрачные фьорды, бескрайние леса и непрекращающиеся дожди – постоянные спутники скандинавских детективов, зачастую отражающие их чувства и переживания» (источник).
Самым известным и популярным писателем «скандинавского нуара» по праву считается Стиг Ларссон. Знаменитый шведский драматург, поэт, публицист и кинорежиссер нашел время и для детективов. В его планах было создание цикла «Миллениум» из 10 романов, объединенных общими героями (детектив-журналист Микаэль Блумквист и девушка-хакер Лисбет Саландер). К сожалению, Ларссон умер от обширного инфаркта в 50 лет, успев написать только первые страницы своей четвертой книги. Его умнейшие, бесконечно затягивающие триллеры были изданы уже после смерти автора и сразу стали мировыми бестселлерами.
В популярности со Стигом Ларссоном соперничает норвежский писатель Ю Несбё, прославившийся криминальными романами о блестящем сыщике с сомнительной репутацией Харри Холе. Романы Ю Несбё («Нетопырь», «Тараканы», «Красношейка», «Снеговик», «Призрак», «Жажда», «Нож» и др.) отличает напряженная, безукоризненно выстроенная интрига, крутые сюжетные повороты и всегда неожиданная развязка. «В моей голове нет и не будет никакой цензуры», – утверждает автор, оставляя читателям надежду на новые захватывающие истории.
На выставке, помимо произведений названных авторов, представлены книги таких скандинавских писателей, как Хеннинг Манкелль, Ларс Кеплер, Камилла Лэкберг, Самюэль Бьорк, Анне Метте Ханкок и др.
Приглашаем читателей на встречу с захватывающим и загадочным миром «северного нуара» – будет страшно интересно!