«О рыцарях, девах, троллях и королях: волшебная Скандинавия»

Весь ноябрь в отделе социогуманитарной и естественнонаучной литературы (ул. Удмуртская, 199) работает книжная выставка «О рыцарях, девах, троллях и королях: волшебная Скандинавия».

Скандинавия – далекая и таинственная, манящая и завораживающая суровой красотой своей природы, загадками и легендами своего прошлого, и особенно – историей раннего Средневековья и эпохой викингов.

 

Кто такие викинги? Откуда они появились? Какими они были? Ответы на эти и многие другие вопросы вы сможете найти в представленных на выставке книгах: Джонс Гвин «Викинги. Потомки Одина и Тора» (М., 2003), Хильда Эллис Дэвидсон «Древние скандинавы. Сыны северных богов» (М., 2008), А. А. Сванидзе «Викинги – люди саги: жизнь и нравы» (М., 2014) и др. Данные археологических исследований, анализ литературных памятников и исторических свидетельств дает возможность авторам воссоздать многомерный, неоднозначный, но достойный уважения образ скандинавских мореходов-воинов.

 

«В отличие от литературы античного мира памятники древнесеверной литературы попали в круг интересов европейцев сравнительно поздно, только в конце XVIII и начале XIX в. <...>» (А. Я. Гуревич «“Эдда” и сага»). Однако и суровая мифология обоих «Эдд», и пришедший им на смену героический эпос – древнескандинавские саги с каждым годом привлекают к себе, кажется, всё большее внимание читателей. «Одноглазый хитрец Один и могучий Тор, коварный насмешник Локи и прекрасная Фрейя, светлый бог Бальдр, мировой змей Йормунганд и многие, многие другие – всё это мифопоэтическая традиция Севера <...>», с которой можно познакомиться в энциклопедии «Скандинавская мифология» (М., 2007).

 

«...С редкой и изысканной простотой вводят нас в мир сильных чувств, сказочных чудовищ и рыцарских подвигов, королевской роскоши и крестьянского быта <...> искренней и глубокой любви» скандинавские народные баллады. Их тексты собраны в сборниках «О рыцарях, девах, троллях и королях. Из поэзии скандинавского Средневековья» (М., 2006) и «Скандинавская баллада» (Л., 1978).

 

«В известных произведениях народной, т. е. устной и безличной поэзии мы должны быть готовы встретить подготовку литературных явлений», – эти слова принадлежат известному российскому лингвисту А. А. Потебне. И действительно, легендарные персонажи Средневековья спустя многие века вдохновили писателей на создание своих произведений.

 

Всемирную известность Скандинавии XIX–XX вв. принесла литературная сказка. Подготовительной ее стадией была сказка народная, ставшая известной в записях знаменитых ученых-фольклористов: датчанина Свена Херслеба Грундтвига, норвежцев Пера Кристена Асбьёрнсена и Иёргена Ингебректсена Му, шведа Гуннара Улофа Хюльтен Каваллиуса и др. При публикации в ряде случаев сказки подвергались художественной обработке.

 

В 1835 г. в Дании вышел первый выпуск замечательного сборника литературных сказок Ханса Кристиана Андерсена «Сказки, рассказанные детям», положивший начало целому направлению в скандинавской художественной литературе. За долгие годы своего существования литературная сказка изменялась – трансформировалась у Сакариаса Топелиуса и Сельмы Лагерлёф, приобретала новое звучание в произведениях Астрид Линдгрен и Туве Янсон. Авторы создают свои фантастические миры, в которых вместе с обычными людьми свободно существуют волшебные создания, как будто пришедшие к нам из древней Скандинавии. Сложный процесс развития этого литературного жанра подробно рассмотрен в книге Л. Ю. Брауде «Скандинавская литературная сказка» (М., 1979).

 

Приглашаем на нашу выставку, которая будет интересна читателям разных возрастов, всех желающих.

Опубликовано: 07.11.19. Прочитано 1559 раз Последнее изменение 07.11.19