Путешествие, в которое приглашает отправиться выставка, не предполагает «погружения» в толщу веков. Его «маршрут» – XX век – время, когда «мода вошла в моду».
«Стремление красиво одеваться было всегда, но мода – это явление нашего [20-го] столетия. До этого существовало многообразие стилей одежды, которые варьировались в зависимости от страны или социального положения. <...> Всё резко изменилось, когда Чарльз Фредерик Ворт не пожелал и далее оставаться лишь поставщиком ее величества императрицы Евгении и стал помечать созданные им творения своим именем, как это делают настоящие художники. Это и стало рождением товарной марки. С этого момента поставщик превращается в кутюрье, а то, что он создает, называется словом “мода”» (Шарлотта Зелинг «Мода. Век модельеров. 1900–1999»).
На выставке представлены издания, дающие краткий экскурс в новейшую историю моды, рассказывающие о наиболее известных домах моды и кутюрье.
В необычном ракурсе рассматривает историю костюма XIX–XX вв. М. Б. Романовская в своей книге «История костюма и гендерные сюжеты моды». Автор делает акцент на социально-историческом контексте развития костюма под влиянием движения эмансипации (борьба за равноправие женщин в обществе – право избирать, учиться, работать наравне с мужчинами – сопровождалась и движением за реформу костюма). Книга содержит замечательные иллюстрации, большая часть которых публикуется впервые. Также дается обзор мировых тенденций, советской и российской моды, молодежных субкультур XX века, образов дня сегодняшнего.
Книга англо-американского писателя и журналиста Найджела Которна «История моды в 20 веке» повествует о наиболее знаменитых домах моды (в частности, Кристиан Диор, Коко Шанель), о моде Голливуда и великих фотографах моды.
Коко Шанель. Страстная увлеченность своей профессией, яркая личность, позволившая общаться на равных и дружить с такими гениями, как Сальвадор Дали, Игорь Стравинский, Уинстон Черчилль, Сергей Дягилев, Жан Маре, – сделали ее не только одной из крупнейших звезд на небосклоне высокой моды, но и одной из выдающихся женщин XX столетия. Об этом в книге-биографии Анри Гиделя «Коко Шанель».
«Истинная элегантность предполагает беспрепятственную свободу движения. Элегантность не в том, чтобы надеть новое платье. Элегантна – потому что элегантна, новое платье тут ни при чем. Можно быть элегантной в юбке и в хорошо подобранной фуфайке», – говорила несравненная Коко Шанель. Как соотнести моду с вашим индивидуальным стилем, выбрать одежду с учетом силуэта вашей фигуры, чтобы выглядеть стройнее, моложе и привлекательнее – на все эти вопросы отвечает Дорис Пузер, автор бестселлера «Загадка стиля. Как стать элегантной».
Не последнее место в мировой высокой моде всегда занимал «русский стиль». В книге театрального художника и историка моды А. А. Васильева «Красота в изгнании. Творчество русских эмигрантов первой волны. Искусство и мода» автор открывает новую главу жизни русского зарубежья, рассказывая об истории русских домов моды, созданных выходцами из самых родовитых семейств России – Ириной и Феликсом Юсуповыми, княгинями Трубецкой и Оболенской и др. На страницах этой книги вы найдете и упоминание о нашей землячке, эмигрантке из Ижевского завода Зое Васильевне Евдокимовой, которая держала вышивальную мастерскую в Харбине (см. об этом публикацию Е. А. Ивановой в блоге «Край удмуртский» «“Красота в изгнании” – ижевская нить: вышитый крест чужбины»).
Плод многолетнего творческого опыта – книга известного «советского кутюрье» Вячеслава Зайцева «Такая изменчивая мода». Как создаются модели одежды? Как воспитать в себе вкус? Как разобраться в хитросплетениях бесчисленных течений и направлений моды? Как обрести индивидуальность и найти свой стиль в одежде? Об этом и многом другом вы найдете на страницах этого издания.