Александра Николаевича Островского по праву называют одним из величайших драматургов всех времен. Он страстно любил театр, считая его самым демократичным и действенным видом искусства. Все созданные им пьесы не были «пьесами для чтения» – они писались для театра. Богатейшее наследие драматурга – а это около пятидесяти пьес – составляют ныне «театр Островского», как в свое время определил творческий масштаб писателя И. А. Гончаров.
Самые лучшие пьесы Островского в наши дни по-прежнему остаются злободневными и жизненными. В экспозиции, кроме сборников произведений драматурга, вошедших в золотой фонд русской классики, представлены искусствоведческие издания, где исследуется жизнь «театра Островского» в наши дни – на сценических подмостках и в кинематографе.
Итог многолетнего изучения опыта русского и советского театра в работе с пьесами Островского – книга известного театроведа, доктора искусствоведения Абрама Львовича Штейна «Уроки Островского». В исследовании раскрыты интересные и актуальные темы постановок, представлен анализ не только популярных классических пьес драматурга, но и малоизвестных и незаслуженно забытых.
«Бессмертные образы классической литературы победоносно проходят через границы стран и веков, шествуя рядом с ними, и, придя из далекого прошлого, помогают понять настоящее и властно влекут в будущее», – именно так в книге «Второе рождение» характеризуется процесс экранизации литературных произведений. Автор книги, искусствовед Леонид Захарович Фрадкин, вступая в полемику с противниками экранизаций, доказывает их целесообразность, отмечая, что особенного успеха они достигают тогда, когда на экран перенесено не только конкретное произведение писателя, но и общий дух его творчества. В издании рассматриваются экранизации пьес Островского «Бесприданница» и «Гроза».
Выставку сопровождают фотографии с кадрами из других отечественных фильмов, поставленных по пьесам великого драматурга.