Началом нотопечатания в России считается изготовление в 1677 г. Симоном Гутовским (мастером Оружейной палаты Московского Кремля, органистом и организатором театральных оркестров из крепостных крестьян) первого отечественного станка глубокой печати для гравюр на меди, на котором впоследствии начали печатать и ноты.
С 1770-х гг., по мере возрастания спроса на нотные издания, в России стали появляться частные нотопечатни и издательства. Важную роль в пропаганде русской музыкальной культуры сыграли издательства П. И. Юргенсона (создано в 1861 г.) и М. П. Беляева («М. П. Беляев в Лейпциге» с нототорговой базой в С.-Петербурге, основано в 1885 г.). В 1918 г. нотные издательства, склады и нотопечатни были национализированы. Так, в результате национализации фирмы Юргенсона образовалось государственное музыкальное издательство, с 1964 г. существующее под названием «Музыка».
Многие десятилетия «Музыка» является главным производителем нотных и книжных изданий по классической и современной музыке. Диапазон издаваемой ею литературы максимально широк – от академических изданий для знатоков в форматах «уртекст» (наиболее точное отражение первоначального композиторского замысла во всех его деталях) и «факсимиле» до легких переложений классики, призванных вовлечь в музицирование начинающих музыкантов и любителей музыки.
В качестве образцов нотопечатания на выставке представлены редкие образцы продукции издательства П. Юргенсона – клавиры оперы П. И. Чайковского «Орлеанская дева» и оперы Дж. Верди «Аида», факсимиле рукописей П. И. Чайковского к фортепианному циклу «Времена года». История советского нотоиздания иллюстрируется рядом академических изданий (напр., полное собрание сочинений Д. Шостаковича в 42 томах) и изданий для домашнего музицирования.
Среди экспонатов выставки можно найти также исследовательские работы и мемуары: Б. Вольман «Русские нотные издания», Г. К. Иванов «Нотоиздательское дело в России», М. Нюрнберг «Нотная графика», М. А. Балакирев «Переписка с нотоиздательством П. Юргенсона» и др.