Версия для слабовидящих

Выставка-инсталляция «“Любимых окон негасимый свет”: окна в искусстве»

Выставка-инсталляция «“Любимых окон негасимый свет”: окна в искусстве»

До конца июля в отделе литературы по искусству (ул. Удмуртская, 264) работает выставка-инсталляция «“Любимых окон негасимый свет”: окна в искусстве».

«Может показаться удивительным, но на протяжении последних пяти веков в истории живописи не было более популярного и любимого художниками мотива, чем окно. Для большинства мастеров оконный проем служил соединением двух миров, двух реальностей. Ведь не зря говорят: окна – как судьбы»*.

 

Начиная с эпохи Возрождения «окно, как художественный прием, стало основным элементом живописных композиций как в интерьерах, так и в самих картинных пространствах. Пейзажи, просматривающиеся из окон, начали представлять собой завершенную картину, а образы людей объединялись с реальным материальным миром. Обозначенное границами рамы, светлое или темное, распахнутое или закрытое, окошко на полотнах живописцев служило не только фоном, а и выступало символом изображаемой эпохи. Стремительно вошли в моду портреты на фоне оконных проемов, и на полотнах появилось ощущение пространства. А человек и природа становились единым целым...»*.

 

Наглядно убедиться в сказанном можно, заглянув на выставке в «окно»-раму, где мы объединили на открытках-репродукциях «окна» таких художников, как Б. М. Кустодиев (картина «У окна»), З. Е. Серебрякова («На террасе в Харькове»), В. А. Серов («Девочка с персиками») А. М. Герасимов («Летний дождь»), Ю. Ракша («Моя мама») и др.

 

«...Известная художница Татьяна Яблонская также не обошла своим вниманием тематику окна. [Людям старшего поколения хорошо знакома ее светлая, жизнерадостная картина «Утро», на которой изображена девочка, делающая зарядку у распахнутого окна, – репродукции этого полотна были включены во многие школьные учебники]. А будучи уже в преклонном возрасте и прикованной к инвалидному креслу, она продолжала общаться с природой посредством окошка и, как настоящий художник, каждый раз находила для себя нечто новое»*. Пример тому – картина «Вечер. Старая Флоренция» (1973), которую можно увидеть в представленном на выставке альбоме «Татьяна Яблонская. Живопись. Графика» из серии «Мастера советского искусства».

 

А вот народный художник России Александр Тихомиров в 1995 г. запатентовал свою авторскую технику «оконописи» как новое направление в искусстве. В одноименном альбоме представлены произведения автора – изображения Спасителя, Божией Матери, православных святых на досках оконных ставен, где используется фактура старого дерева, а сами отжившие свой век ставни как бы «аккумулируют в себе душевную энергию живших в доме людей».

 

Красочные картины из стекла – витражные окна – многие столетия заставляют людей восхищаться своей неповторимой красотой. Подробное исследование искусства витража (источники возникновения и значимые периоды в истории развития), рассказ о процессе изготовления и символизме витражей, их роли в историко-культурном контексте – в сопровождении прекрасных цветных иллюстраций – вы найдете в книге Вирджинии Рагин и Мэри Хиггинс «Искусство витража. От истоков к современности».

 

Наша инсталляция не могла обойти вниманием и издание художественной литературы – тем более если это великолепно иллюстрированный сборник Дины Рубиной под названием «Окна», в котором «многоцветные картины органично сочетаются с красочными рассказами». «Идея совместного с мужем, художником Борисом Карафёловым, издания наметилась во время перетаскивания его картин в новую мастерскую. Вдруг бросилось в глаза, что на полотнах много окон, “чуть не в каждой картине – окно”. Картины расставили, а одними разговорами о нарисованных окнах тема не исчерпалась, напротив, набирая силу, покатилась лавина воспоминаний об окнах памяти и окнах-метафорах, мыслей о том, как часто бывает, что тот или иной человек ассоциируется с окном в месте первой встречи... <...> Так появился этот необычный красочный том, “где оконные переплеты в его картинах плавно входили бы в переплет книжный, а крестовина подрамника служила бы образом надежной крестовины окна-сюжета”» («Оконные переплеты»).

 

 

Дополнительно по теме рекомендуем следующие статьи:

 

На заставке – фрагмент картины В. Серова «У окна. Портрет О. Ф. Трубниковой».