Версия для слабовидящих

К 95-летию со дня рождения Виктора Астафьева

К 95-летию со дня рождения Виктора Астафьева

До конца мая в отделе социогуманитарной и естественнонаучной литературы НБ УР (ул. Удмуртская, 199) работает книжная выставка «“Право на искренность”: к 95-летию со дня рождения Виктора Астафьева».

Сибирский писатель Виктор Петрович Астафьев (1924–2001), мастер деревенской и военно-патриотической прозы, еще при жизни был признан классиком советской литературы. Им написано более двухсот произведений, по его книгам сняты художественные фильмы, поставлены спектакли и балет, многое издавалось за рубежом в переводе на различные языки мира. В 1994 г. был основан некоммерческий фонд его имени, который с 2003 г. вручает литературную Всесибирскую премию им. В. П. Астафьева.

 

Нашу выставку мы адресуем всем, кто хочет больше узнать о незаурядной личности Виктора Астафьева, стремится к глубокому пониманию художественного мира его произведений.

 

Ориентироваться в большом объеме региональных, центральных и зарубежных изданий произведений Астафьева, а также биографической, мемуарной и критической литературе исследователям и любителям творчества писателя помогут биобиблиографические указатели, изданные к его 75-летию и 85-летию со дня рождения:

  • «Виктор Петрович Астафьев: жизнь и творчество» (представлены издания с 1951 по 1998 г., сгруппированные в тематические разделы и далее в хронологическом порядке; указатель снабжен справочным аппаратом; вступительная статья критика В. Я. Курбатова);
  • «Дар слова. Виктор Петрович Астафьев, 1924–2001» (расширенная и дополненная версия предыдущего указателя; включает литературно-критические и научные статьи литературоведов и лингвистов – участников красноярских и пермских Астафьевских чтений).

Из биографических изданий рекомендуем прежде всего книгу Юрия Ростовцева «Виктор Астафьев», вышедшую в серии ЖЗЛ. В редакционном предисловии к ней отмечено: «Представляя эту книгу читателям, мы полагаем, что характер включенных в нее воспоминаний, бесед и писем правдиво и довольно полно воссоздает образ писателя, дает возможность составить необходимое представление о его творчестве. Но ценность книги – не только в оригинальном характере публикуемых в ней документов, которые были предоставлены автору Астафьевым и его друзьями, выявлены в архивах и музейных фондах и затрагивают, наряду с узловыми, малоизвестные эпизоды его биографии. Важно и другое – личное восприятие автором затронутых проблем, на чем, безусловно, сказалось его живое общение с Виктором Петровичем и супругой писателя Марией Семеновной на протяжении четверти века».

 

Небезынтересна беседа с Виктором Астафьевым писателя и журналиста Феликса Медведева, состоявшаяся в 1986 г. Запись ее под названием «Добреньким быть не могу...» вошла отдельной главой в книгу Ф. Медведева «Я устал от XX века... : интервью на грани фола: от Ахмадулиной до Березовского».

 

Большую помощь в понимании художественной природы творчества В. Астафьева могут оказать читателям критические работы Анатолия Петровича Ланщикова «Виктор Астафьев» и «Виктор Астафьев: право на искренность», где автор «...исследует рождение героя книг писателя, тщательно осмысливая судьбу и произведения Астафьева. Кроме того, здесь критику приходится защищать писателя от немногочисленных, но одних и тех же претензий. Например, некоторые упрекают Астафьева в излишней автобиографичности и, в связи с этим, замечают “нешироту” его произведений» (Т. Н. Баринова). А. П. Ланщиков отмечает: «Виктор Астафьев прошел большую школу литературного мастерства. Он настойчиво учился и у Достоевского, и у Толстого, и у Бунина, но в своей литературной практике он никому не подражает. Следы этой учебы в его произведениях мы обнаружить можем, а вот следов прямой подражательности – нет... И астафьевская “неширота”, о которой иногда толкуют, свидетельствует вовсе не об однообразии его таланта, а об однородности этого таланта. Всё, что вышло из-под пера Астафьева, исследовано им от самых истоков, прочувствованно им лично и легло в его личный духовный опыт. И в этом отношении его творчество действительно очень автобиографично».

 

Сборник «Проза В. Астафьева (к проблеме мастерства)», изданный Красноярским университетом в 1990 г. интересен тем, что в него, помимо литературоведческих работ по произведениям писателя («Царь-рыба», «Затеси», «Посох памяти»), включены материалы раздела «Творчество В. Астафьева в красноярской культуре». Это рассказы режиссера Красноярского драмтеатра им. А. С. Пушкина Л. С. Белявского о работе над постановкой астафьевского сценария «Дважды рожденный» (спектакль «Не убий») и композитора О. И. Меремкулова – о написании им симфонии для оркестра русских народных инструментов «По прочтении В. Астафьева», воспоминания директора Красноярского краеведческого музея В. М. Ярошевской о подготовке выставки к 60-летию писателя.

 

В ряду литературоведческих исследований на выставке представлено также учебное пособие Т. М. Вахитовой «Повествование в рассказах В. Астафьева “Царь-рыба”» и автореферат канд. дис. Н. М. Прокопенко «Жанр пасторали и его актуализация в рассказах и повестях В. П. Астафьева 1960–1980-х годов».

 

И в заключение обзора – слова напутствия нашим читателям, сказанные одним из самых близких друзей В. Астафьева – известным писателем Евгением Носовым: «Если вы хотите увидеть Астафьева в самой сокровенной его сущности, откройте его книги и углубитесь в них. Там он весь, без щитов и забрал, полный трепета, любви и сострадания ко всему живому, полный дум и забот о вашем сегодняшнем и завтрашнем бытии».

 

Astafjev 2