Версия для слабовидящих

Новая коллекция НЭБ УР

Новая коллекция НЭБ УР

Еще об одном подарке прошедшего года: наш постоянный читатель и большой друг библиотеки Анатолий Александрович Чирков любезно предоставил для оцифровки раритетные подшивки литературно-художественных сатирических еженедельных журналов с карикатурами – «Будильник» за 1886 г. и «Стрекоза» за 1883 г., которые доступны сегодня в НЭБ УР в подразделе «Периодические издания из частных коллекций».

Полноцветный журнал «Будильник» издавался в Петербурге (1865–1871) и в Москве (1873–1917); «Стрекоза» – в Петербурге (1875–1908, 1915–1918). «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» так характеризовал эти издания: «“Будильник” после “Искры” – лучший юмористический журнал, занимающийся, насколько возможно, серьезными вопросами, осмеянием наших неустройств, и отнюдь не потакающий грубым и сальным инстинктам толпы»; «“Стрекоза” <...> один из лучших современных сатирических журналов».

 

Журналы будут интересны современному читателю прежде всего качественными иллюстрациями и карикатурами, выполненными профессиональными художниками, которые смело отражают быт и нравы своего времени, несут в себе острую социальную и политическую сатиру, дают возможность узнать больше об экономической и военно-политической обстановке в России последней трети XIX в. и даже сравнить, всё ли так кардинально изменилось в нашей стране за прошедшие почти полтора столетия.

 

Отметим, что именно в «Стрекозе» дебютировал со своими юмористическими рассказами А. П. Чехов. В 1883 г. в журнале был опубликован его рассказ «Раз в год». Сотрудничество писателя с журналом закончилось в 1884 г.

 

В начале 1880-х гг. Чехов печатался и в «Будильнике» (под псевдонимами А. Чехонте, Брат моего брата и др.). В 1886 г. (представленная подшивка «Будильника») «Чехов начинает постепенно отходить от юморесок и “мелочей” и всё чаще обращается к фабульным произведениям более крупных размеров, к “серьезному“ рассказу. Сотрудничество Чехова в юмористических журналах с этого времени заметно идет на убыль» (А. Л. Гришунин).