Книжная выставка «Муэз утись ош» («Оберегающий землю бык»)

До середины января 2021 г. в Центре национальной и краеведческой литературы и библиографии (ул. Удмуртская, 264) работает книжная выставка «Муэз утись ош» («Оберегающий землю бык»).

В представленных на выставке изданиях (монографиях, сборниках удмуртских мифов, сказок, преданий и других произведений фольклора) символ наступающего нового года по восточному календарю – Бык рассматривается как образ религиозно-мифологической картины мира удмуртов.

 

Бык – сильное, трудолюбивое и упорное животное. Его образ и символика, с ним связанная, распространена в культурах и традициях многих народов мира. Так, у индусов бык – символ силы, скорости и плодородия, а в мифологии индейцев – воплощение первоосновы Земли; у иранцев бык олицетворяет душу мира; предки сербов полагали, что земля держится на четырех быках и т. д. В Китае бык символизирует весну, а также связан с водой.

 

В древнейших удмуртских культах со стихией воды были связаны несколько зооморфных образов, в том числе и образ быка. Отголоски этого можно найти в текстах старинных заговоров, а также – как ни странно – в детском фольклоре – байках, загадках (см. сборники «Удмуртский фольклор. Песенки, потешки, считалки, дразнилки». Ижевск, 1981; «Удмуртский фольклор. Загадки». Ижевск, 1982).

 

«На ассоциации явлений вода–бык созданы образы в удмуртских загадках: “Ошез улэп, куэз золэп (Шур вылын йӧ) – Бык живой, шкура натянута» (Лед на реке)”; “Ошез кошке, куэз золтӥськыса кыле (Кынмем шур) – Бык идет, шкура, натянувшись, остается (Замерзшая река)” <...> То, что метафора в этих загадках является не обычным олицетворением, а реликтом мифологического мироощущения, подтверждается удмуртскими преданиями о переселении озер» (В. Е. Владыкин «Религиозно-мифологическая картина удмуртов». Ижевск, 1994).

 

Например, в предании «Черное озеро» водяные быки унесли на своих рогах озеро вместе со всеми обитателями – в отместку за то, что его загрязнил цыган-кузнец («Мифы, легенды и сказки удмуртского народа». Ижевск, 2019). В предании «Ты келян» («Переселение озера») озеро перемещают женщины, исполняя ритуал «проводов»: поют свадебный напев, извиняются, просят не обижаться. Озеро, превратившись в быка, уходит со страшным ревом («Материалы по удмуртской диалектологии». Ижевск, 1981).

 

Образ «бык-вода» встречается в сказках. В сборник «Удмуртские народные сказки» (Ижевск, 1976) включена сказка «Ветряной», по сюжету которой «...именно бык спасает детей от вумурта – водяного, похитившего детей с помощью духа ветра. Бык появляется перед детьми с полотенцем на рогах, сажает их на спину и везет к родителям. “Вдруг на пути река – широкая – не перескочить, не перейти. Остановился бык, стряхнул полотенце с рогов в речку. Оно тотчас же в мост превратилось. Первым по этому мосту прошел он сам, за ним – дети. Потом полотенце с собой забрал” <...> Интересно сопоставить с этим бытовавшие у удмуртом жертвоприношения в честь рек: жертвенными животными часто были черный или рыжий бык» (В. Е. Владыкин «Религиозно-мифологическая картина удмуртов»)

 

Некоторые лингвисты допускают версию, что образ «бык-вода» отразился и в удмуртском слове «родник» – «ошмес» (букв. бык + корова). В любом случае все родники были объектом почитания и поклонения удмуртов, и наличие источника являлось главным условием выбора места для родового святилища или поселения. А на его нахождение указывало священное животное – бык белой или черной масти (об этом, а также о том, в каких календарных обрядах упоминается бык, можно узнать из монографии Т. Г. Владыкиной и Г. А. Глуховой «Ар – год – берган. Обряды и праздники удмуртского календаря». Ижевск, 2011).

 

Некоторые локальные группы удмуртов (бывших Елабужского и Сарапульского уездов) верили, что под землей живет большой черный бык – «музъем утись ош» («оберегающий землю бык»), или «музъем ош» («земляной бык»).

 

«Нам представляется возможным провести параллель между удмуртским “муош” (“подземным быком”) и “вуош” (“водяным быком”), так как понятия “подземный мир” и “вода” объединены мифотворчеством в единый семантический ряд <...> они в свою очередь соотносились со средним рядом – землей, а также с верхом космической модели мира – небесами. Среди многих народов мира распространены мифы о том, что всё, в том числе и сама земля, произошло из воды <...>» (В. Е. Владыкин «Религиозно-мифологическая картина удмуртов»)

 

Тема космической модели мира воплощена во многих работах засл. художника России, нар. художника Удмуртии Менсадыка Гарипова. Так в серии «Дунне юрт» («Мироздание») появляется Муош – подземный бык (В. О. Гартиг «Менсадык Гарипов: пособие для учителей и учащихся». Ижевск, 2006). Художник наглядно демонстрирует трехчастную модель мира древних удмуртов: верхний ярус – небо, светила; средний – земля, представленная в образе Муоша, держащего на рогах луну; нижний – вода, знаком которой является рыба. (На луне видна девушка с коромыслом – персонаж известной удмуртской легенды.)

 

GB 2

 

На выставке можно будет познакомиться и с другими работами Менсадыка Гарипова, а также художников Валентина Белых, Вячеслава Михайлова, Александра Пилина и др. на мифологические темы, которые представлены в книжных и периодических изданиях.

Опубликовано: 24.12.20. Прочитано 1202 раз Последнее изменение 03.06.21