«Слушая Бетховена: к 250-летию со дня рождения композитора»

До конца декабря в отделе литературы по искусству (ул. Удмуртская, 264) экспонируется выставка «Слушая Бетховена: к 250‑летию со дня рождения композитора».

Людвиг ван Бетховен (1770–1827) – немецкий композитор и пианист, яркий представитель венской классической школы, творчество которого оказало существенное влияние на симфонизм XIX и XX веков. Его по праву считают гением философско-новаторской музыки, которому нет равных среди всех представителей европейского искусства прошлого. Музыку Бетховена нельзя назвать ни галантной, ни изысканной – произведения композитора полны героики и трагизма. «Музыка должна высекать огонь из души человека» – считал он. Наследие Бетховена – это 9 симфоний, 32 сонаты для фортепиано, 16 струнных квартетов, опера «Фиделио», Торжественная месса, увертюры, концерты, песни и мн. др. Однако и биография композитора заслуживает не меньшего внимания, чем созданные им произведения, – не случайно его образ так масштабно разрабатывался в литературе и кинематографе.

 

На экспонируемой выставке представлены нотные издания, СD-диски, книги научно-популярного характера, исследовательские материалы для музыкантов-профессионалов (музыковедов, педагогов, исполнителей, учащихся музыкальных учебных заведений) и, конечно, биографические издания. Предлагаем небольшойобзор некоторых из них.

 

1 B

 

Книги «Бетховен» из популярной серии «Жизнь замечательных людей» представлены в двух авторствах – Бориса Григорьевича Кремнева (1961) и Ларисы Валентиновны Кириллиной (2015). В издании 1961 г. личность композитора выписана в романтико-героических красках. Автор опирается как на подтвержденные факты из жизни Бетховена, так и на гипотезы, не делая при этом указаний на степень достоверности описываемых событий. Книга снабжена кратким хронографом жизни Бетховена и списком литературы о его жизненном и творческом пути.

 

Музыковед, д-р искусствоведения, проф. Московской консерватории Л. В. Кириллина адресует свою книгу не только профессиональным музыкантам, но и всем, кому дорого и интересно творчество Бетховена. По ее мнению, «личность Бетховена просто провоцировала на мифотворчество. Композитор жил на рубеже эпох, и культура этого времени нуждалась в героях. При жизни Бетховена сравнивали с Прометеем – это он мог прочитать о себе в газетах. И соответственно тому он, конечно, отчасти строил свою личность и свое искусство по самым высоким критериям. Поэтому и музыка для него – всегда божественна. А с другой стороны, он был всего лишь человеком – с непростым характером, с трудной судьбой, не всегда приятный в быту и часто резкий в общении. Мне кажется, главное тут найти баланс. Не замалчивать невыгодные прозаические стороны, но и не абсолютизировать их, то есть не пытаться свести гения до уровня обывателя».

 

Книга «Жизнь Бетховена» Эдуарда Эррио – выдающегося политического, общественного и государственного деятеля Франции, человека разносторонней образованности – сразу же после выхода в 1927 г. в Париже завоевала громадную популярность и заняла особое место в литературе о Бетховене. «Надо сказать прежде всего, что книга эта вошла в серию “Leurs figures” (“Их облики”), до известной степени сходную с нашей серией “Жизнь замечательных людей”... <...> Мы не будем здесь сравнивать обе серии, во многом существенно отличающиеся друг от друга. Подчеркнем лишь, что “Жизнь Бетховена” Эррио резко выделяется среди многих десятков книг французской серии, хотя, подобно им, содержит обстоятельно написанную биографию человека, облик которого вырисовывается на страницах книги. Достаточно прочитать начало этой книги, чтобы почувствовать желание автора связать прошлое с настоящим. Это желание ощущается не только в “арке”, переброшенной во вступлении и первой главе от Бетховенских торжеств 1927 г. к Венскому конгрессу, но и в размышлениях о войнах, несущих гибель людям и культурным ценностям, о наполеоновских походах, предшествовавших этому конгрессу, о франко-прусской войне 1870–1871 годов <...> о первой мировой войне <...> И уже здесь мы понимаем, как близка была Эдуарду Эррио, гуманисту и патриоту, идея братства народов, вдохновлявшая автора Девятой симфонии» (Игорь Бэлза «Эррио и его книга о Бетховене»).

 

«Один против судьбы. Повесть о жизни Людвига ван Бетховена» чешского писателя Антонина Згоржа – это художественная реконструкция биографии композитора начиная с его детства. Повествование развертывается на фоне исторических событий того времени. В книгу вошли также письма Бетховена, написанные им в разные годы жизни.

 

Четырехтомник «Людвиг ван Бетховена. Письма» (2011–2013) – «второе издание писем Бетховена, являющееся самым полным на русском языке, подготовлено на основе первого, вышедшего в 1970, 1977, 1986 годах в издательстве “Музыка” в трех томах».

  • Первый том (1787–1811) «...включает более 360 документов <...> В книге представлены все стороны эпистолярного наследия Бетховена: задушевные письма к друзьям, трагическое “Гейлигенштадтское завещание”, обращенное к братьям композитора и ко всему человечеству; любовные послания к Жозефине Дейм; интереснейшая переписка с издателями и меценатами, остроумные записки к близким людям, изобилующие словесными каламбурами и музыкальными шутками. Эпистолярный автопортрет Бетховена вырисовывается на красочном фоне эпохи, рождавшей титанов и тиранов, классиков и романтиков».
  • «Второй том <...> охватывает пятилетие 1812–1816 годов, когда на фоне сражений и празднеств наполеоновской эпохи великий композитор создавал знаменитейшие произведения своего “героического” периода: Седьмую и Восьмую симфонии, третью редакцию оперы “Фиделио”, программную “Победу Веллингтона, или Битву при Виттории”. В письмах этих лет отражены не только этапы создания крупных сочинений и последовавших за ними шедевров камерной музыки, но и важнейшие события в личной жизни Бетховена: встреча с Гёте, расставание с загадочной Бессмертной возлюбленной, смерть брата и начало многолетней судебной тяжбы за право воспитывать малолетнего племянника Карла».
  • «Третий том <...> включает в себя документы за 1817–1822 годы, отражающие весьма трудный период в жизни композитора. В письмах издателям и друзьям высвечивается непростая история создания и публикации последних фортепианных сонат, Торжественной мессы, Вариаций на вальс Диабелли. Параллельно разворачивается семейная драма: в томе представлены документы, касающиеся борьбы Бетховена за право опеки над племянником Карлом. Невзирая на тяжелые бытовые обстоятельства, многие письма Бетховена этих лет проникнуты юмором и жизнелюбием».
  • «Завершающий том <...> включает в себя документы последних лет жизни композитора, когда он работает над Девятой симфонией, Торжественной мессой, поздними квартетами и другими выдающимися сочинениями. Среди адресатов Бетховена – ряд европейских монархов, знаменитые поэты (Гёте, Грильпарцер, Рельштаб), музыканты (Керубини, Крейцер, Диабелли, Рис, Шуппанциг). Особый сюжет образует переписка Бетховена с князем Н. Б. Голицыным <...> Письма этих лет позволяют проследить жизнь великого композитора почти день за днем, ибо Бетховен брался за перо как по деловым поводам, так и по житейским. Драматическая история взаимоотношений с племянником Карлом, стычки и примирения с окружающими, мудрые мысли об искусстве и ядовитые шутки в адрес врагов, стоическое мужество во время последней болезни – всё это создает живой и очень человечный образ гения, который стал олицетворением целой эпохи».
Опубликовано: 14.12.20. Прочитано 1478 раз Последнее изменение 03.06.21