Версия для слабовидящих

Пуконтабань

Заголовок материала: Пуконтабань (удмуртские посиделки)

 

Содержание:

Цели:

- Ознакомить с местными удмуртскими посиделками - Пуконтабань;

- Возродить удмуртские посиделки;

- Ознакомить с национальными играми, песнями, плясками.

 

Оформление: старинная удмуртская изба, на столе национальные блюда: табань, перепеч, паронка, шунянь.

 

Песяйёс пуко, киужен выро но кырӟало:

Та коркалэн шулдырез

Мемей-дядяй вань ӵоже.

Та азбарлэн шулдырез

Вож гуждоръёс вань ӵоже.

Ӝӧк выл тыр дасямын сиен.

 

Нылъёс укноысь укное учкылыса витё куноосты.

 

1-тӥ песянай: Ма кытын-о бен та куноосмы ӝегатско?

 

2-тӥ песянай: Ох! Олокытын на та дырозь. Нылъёс ӝӧк но октӥзы ни. Ма но ӧз пӧралэ: табань но, перепеч но, шунянь но...

 

1-тӥ песянай: Учкы ай, учкы сюлэмъёссы уг чидало ни. Укноысь укное ветло туганъёссэс витьыса.

Ӧсэ йыгаськем кылӥське. Нылъёс шыпыртыса чеберъяськыны кутско. Корка пыро егитъёс.

 

Ваньзы: Ӟечбуресь!

 

2-тӥ песянай: Ӟечбуресь, гажано куноосмы! Кема витиськом ни тӥледыз. Пыре, пыре, дуно куноос.

 

Кырӟало кык ряд султыса:

 

Кинъёс, кинъёс, кинъёс, кинъёс лыктӥллям?

Пурга палъёс, Сепож палъёс лыктӥллям.

Малы, малы, малы, малы лыктӥллям?

Эктыны но, кырӟаны но лыктӥллям,

Табань сины, табань сины лыктӥллям.

 

2-тӥ песянай: Ма бен табань сиыны лыктӥды ке, пуксе ӝӧк сьӧры, оскалтэ дэмен пӧрам сиёнмес.

 

Ваньзы оскалто пӧрам сионэз.

 

1-тӥ ныл: Туж бадӟым тау.

 

Нылъёс но пиос: Тау, тау туж ческыт пӧраллям.

 

2-тӥ ныл: Ойдолэ табере шудоме.

 

3-тӥ ныл: Кызьы шудом?

 

2-тӥ ныл: Ӝукен шудом. Круге султэ.

 

Шудо «Ӝукен». Ваньзы султо параен кизэс кутыса. Шудэ арган. Одӥгез пар пыре мукетаз, соосыз пыро куинетӥяз... Арган дугдэ шудыны, кин кыле шораз кругын, соос кырӟало яке экто, чупасько.

 

4-тӥ ныл: Ойдолэ круген шудыса кырӟалом.

 

Турын пӧлтӥ ныл ветлэ, /2 пол/

Ныл ветлэ. /4 пол/

Со бӧрсьы пи лёгаське, /2 пол/

Лёгаське. /4 пол/

Мыным кышно луод-а? /2 пол/

Луод-а, луод-а /2 пол/

 

Кырӟаку пи вора егит нылэз.

 

2-тӥ песянай: Нылдэс воразы ук!

 

3-тӥ ныл: Ой, нылъёс, ӝоген сюан луоз дыр.

 

4-тӥ ныл: Озьыен, пуконмы юнме ӧз ортчы.

 

1-тӥ ныл: Я, егитъёс мед вераськозы, кылзы мед тупалоз. Асьмеос шудом на.

 

2-тӥ ныл: «Тяпыкен» шудом.

 

Одӥгез шудӥсь мукет шудӥсьёслы тыбырын султэ. Шудӥсьёс пӧлысь одӥгез со борды йӧтске. Тыбырын сылӥсь адями йӧттӥськем адямиез тодманы кулэ. Тодма ке, соос интыосынызы воштӥсько.

Уг ке тодма, со маке но возьматэ: кырӟа, эктэ, маде.

 

3-тӥ ныл: Егитъёс пыро ни.

 

4-тӥ ныл: Кизэс кутыса.

 

1-тӥ ныл: Кылзы соку тупаз.

 

Нылъёс: Сюанэ но дасяськоно ни. Ойдолэ гуртэ бертом ни.

 

Кырӟало:

Бертоно ни вал, /2 пол/

Милям таӵе дырья

Бертыло ни вал.

Кӧлоно ни вал, /2 пол/

Милям таӵе дырья

Кӧлыло ни вал.

 

Ӵош кариськыса, берто гуртэ.

 

Из воспоминаний местного краеведа, старожила Корепанова М. М., 1912 года рождения, Б. Пурга. Умер в 2001 году.

«Одним из видов общения молодежи удмуртских деревень в нашей местности, как до Октябрьской революции, так и в первые годы Советской власти, пока не было народных домов, являлся молодежный вечер - пуконтабань.

 

ПУКОНТАБАНЬ - это игровой вечер молодежи с угощением двух или нескольких соседних деревень. Он проводился, как правило, в глубокую осень, после окончания сельскохозяйственных работ. Эти вечеринки показывали традиционную гостеприимность удмуртской молодежи, взаимное уважение друг другу. Запевалами в организации «табаней» бывали веселые, задорные и «спелые» девчата, которых поддерживали более инициативные парни. Начиналось все так: опытные девчата на различных вечерах, в гостях «изучали», знакомились друг с другом и одновременно узнавали наличие подходящих парней и девушек. Затем через инициативных ребят сообщали соседской молодежи. Когда достигалось обоюдное согласие на проведение «табаней», приглашающая сторона начинала активно готовиться. Подбирали дом, где можно было бы провести встречу с угощениями и играми, в зависимости от согласования. Они же договаривались с домохозяйкой об оплате за пользование домом. Чаще всего подбирали дома старых, вдовых или малосемейных.

 

Проблема была в подыскивании музыканта: балалаечника или гармониста на тальянке. Согласовывали вопрос о количестве гостей, в соответствии с этим собирали посуду и продукты: муку для табаней, масло, яйца, сметану.

 

Стряпни готовили немного: шанежки, пирожки с яйцами малого размера. Вечером пекли табани, подавали специально приготовленное на вечер крестьянское пиво.

 

Гости приходили только к вечеру, нарядно одетые, в веселом настроении. Свое прибытие в деревню часто возвещали наигрышными песнями под гармошку или балалайку. Организаторы выходили встречать.

 

Начиналось расторопное хождение, знакомство, рукопожатие каждого с каждым. Гости приводили себя в порядок: снимали верхнюю одежду, заменяли лапти на башмаки и яловые сапоги. После этого усаживалась за вечернюю трапезу. Организаторы вечеринки готовились скрытно, чтобы об этой дате и месте проведения не знала молодежь других деревень. Иногда приходила соседская молодежь.

Непрошенные гости из неблаговидных побуждений, озорства или даже хулиганства. Но организаторы давали коллективный и решительный отпор. Хозяева с гостями продолжали игры, пляски, хороводные песни, например: «Летели две птички», «Маша-прачка», «Ваня чай последний допивал».

 

Все хороводные и «сидячие» песни исполнялись на русском языке, т. к. на удмуртском языке общих хороводных песен не было. На вечеринках во время круговой пляски под музыку, проводился «нылпоттон»: во время круговой пляски девушек парни высматривали себе девушку, затем, договариваясь, вдвоем незаметно подходили к любимой, брали ее за руки и «воровали», уносили под визг девушки из избы за двери, в сени, где оставляли молодых вдвоем. Здесь происходило явное и неявное сближение, знакомство.

 

Гости собирались в обратный путь. Уходили вместе под звуки песен, пляски под тальянку. Часто случалось, не досчитывались подруги: она оставалась временно или насовсем у парня».

 

Дасяз Бадӟым Пурга лыдӟиськонниысь библиотекарь Т. В. Ускова

Яндекс.Метрика

Возник вопрос?

Будем рады вам помочь
Подробнее

Позвонить
Написать

Skype: unatlib.org.ru