Версия для слабовидящих

Лекция А. Варламова «Кто есть кто в русской литературе»

24 мая в рамках мероприятий, организованных Национальной библиотекой УР к 1150-летию славянской письменности, в Музейно-выставочном комплексе им. М. Т. Калашникова прошла лекция профессора МГУ Алексея Варламова «Кто есть кто в русской литературе».

Алексей Николаевич Варламов – литературовед, публицист, писатель, лауреат премии Александра Солженицына (2006), премии «Большая книга» (за документальный роман «Алексей Толстой», 2007) и др. Буквально накануне мероприятия в Ижевске, 22 мая, в зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве Алексею Варламову был вручен диплом лауреата Патриаршей литературной премии 2013 года. Чествовавший победителей премии (которыми стали также Станислав Куняев и Юрий Лошиц) патриарх Кирилл поблагодарил литераторов «за замечательный вклад и в русскую литературу, и в русскую общественную мысль», отметив, что лауреатами нынешней премии стали те писатели, которые «в переломные 90-е годы размышляли о судьбах нашего Отечества».

 

Представляя лектора аудитории, директор НБ УР Галина Гавриловна Калинина поздравила Алексея Николаевича с полученной премией и преподнесла ему в дар от библиотеки подарочный альбом «Удмуртия».

 

Общую проблематику своего выступления Алексей Варламов определил так: «Если в целом говорить о современной литературе – она сегодня абсолютно свободна от идеологического давление и не зависит ни от власти, ни от государства, ни от общества, ни от цензуры. Единственная ее зависимость, хотя и не самая легкая, – только от рынка, и, соответственно, проблема писателя – как найти своего читателя. Каждый писатель вырабатывает в этом смысле свою стратегию, каждый идет своим путем, и я хочу порассуждать о том, как и у кого это получается, или не получается».

 

Одно из приобретений сегодняшней свободы – то, что выиграла литература документальная. Сейчас наблюдается расцвет жанра биографии, изданий литературоведческого характера, публикаций различного рода писем, воспоминаний, дневников, записных книжек (особенно касающихся века 20-го), что подкреплено живым читательским интересом. Сам работающий в этом жанре (как постоянный автор серии «Жизнь замечательных людей», выпустивший книги о Михаиле Пришвине, Григории Распутине, Александре Грине, Андрее Платонове, Алексее Николаевиче Толстом), А. Н. Варламов отметил прекрасные издания последних лет из серии ЖЗЛ, снискавшие широкую популярность (Д. Быков «Борис Пастернак», Л. Сараскина «Александр Солженицын», О. Лекманов «Осип Мандельштам»). Интересно, что подобную литературу пишут сегодня не только профессиональные филологи и историки, но и профессиональные писатели (С. Шаргунов – об Александре Фадееве, З. Прилепин – о Леониде Леонове). Современным писателям интересно обращаться к судьбам писателей-предшественников, в результате чего появляются остропсихологические, глубокие, сюжетно привлекательные книги, которые просто не могли появиться раньше – при цензурных ограничениях советского времени. В биографии любого, даже самого хрестоматийного классика всегда оставались «запретные» темы, замороженные на десятилетия и получившие должную разработку только сейчас. В качестве примера Алексей Варламов привел книгу Павла Басинского «Лев Толстой. Бегство из рая». Идя к этой книге всю свою жизнь и будучи страстным поклонником писателя, Басинский затронул все аспекты жизни и творчества Льва Николаевича, скрупулезно разрабатывая темы сложных и противоречивых взаимоотношений Толстого с семьей, государством, церковью.

 

Продолжением исследований П. Басинского стала выпущенная им в этом году книга «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды». Обратив внимание слушателей на это издание, Алексей Варламов обозначил следующую тему – церковную – успешно продвигаемую современными писателями. В чем причина такой популярности? С одной стороны, читательскую аудиторию этих книг составляют люди православные, воцерковленные, которые – при общем сокращении читателей в стране – остаются своего рода константой. С другой стороны, если говорить о непростых отношениях литературы и церкви, русская литература в каком-то смысле всегда была в долгу перед церковью (даже в 19 веке и начале 20-го), пройдя мимо реальной, повседневной церковной жизни. (Поток книг начала 90-х, в которых под прикрытием православия в литературу проталкивались откровенно нехудожественные тексты, – не в счет.) Появляющиеся в настоящее время книги по-настоящему талантливы, в них много юмора, много иронии и самоиронии, поэтому они вызывают огромный интерес у читателей не только православных, но и у более широкой аудитории. В качестве примера Алексей Варламов привел несколько изданий. В первую очередь это книга архимандрита Тихона «Несвятые святые», в 2012 году ставшая победителем читательского голосования премии «Большая книга» и побившая все рекорды современной России по популярности – ее тираж составляет уже около 1,5 млн. экземпляров, она переведена на многие языки. Серию, начатую архимандритом Тихоном, продолжила книга «“Небесный огонь” и другие рассказы», написанная легко и виртуозно таким сложным и серьезным поэтом (лауреатом престижной Российской национальной премии «Поэт» 2006 года), как Олеся Николаева. Тонкий, интересный критик и писатель Майя Кучерская получила Бунинскую премию 2006 года за «Современный патерик. Чтение для впавших в уныние» (байки из церковной жизни, выразившие разное отношение к церкви). Романтический сюжет на церковную тему разворачивается в ее же романе «Бог дождя». Православное фэнтези разрабатывает поэт и прозаик Юлия Вознесенская.

 

В связи с названными – в большинстве своем женскими – фамилиями авторов, была отмечена еще одна важная примета современного литературного процесса – его растущая «феминизация». Явление это требует отдельного рассмотрения, но то, что оно по-прежнему перспективно развивается, Алексей Варламов засвидетельствовал, в частности, как преподаватель Литературного института: сегодня большинство студенческой аудитории, которая традиционно была подавляюще мужской, составляют девушки.

 

Что касается начинающих авторов – отвечая на вопрос слушателей, – Алексей Варламов выразил свое мнение довольно откровенно: «Молодые в литературе по большому счету никому не нужны. Всё на самом деле жестко и страшно. Хотя чудеса бывают. И если результат в конечном счете определяет талант, то только талант, подкрепленный сильным характером и волей». В качестве примера условно молодых успешных писателей (причем не столичных жителей по рождению) А. Н. Варламов назвал Захара Прилепина («человек, который заставил с собой считаться, – сильный и независимый писатель») и Романа Сенчина (его романы «Елтышевы» и «Чего же вы хотите» на остро социальные и горячие идеологические темы – это то, с чем выходят сегодня обычно в литературу молодые авторы).

 

Большим подспорьем для успешного дебюта могут стать литературные конкурсы и премии для начинающих (Форум молодых писателей в подмосковных Липках и др.). Так, например, стартовала выпускница Литинститута (одна из бывших студенток А. Варламова), лауреат литпремии «Дебют» Полина Клюкина с книгой «Дерись или беги» (кстати, тоже провинциалка – родом из Перми). «Я с большим интересом жду новую книгу Полины. Считается, что настоящий писатель по-настоящему раскрывается на своей второй книге – посмотрим, каким выйдет ее второе произведение после впечатляющего дебюта».

 

Начинающие авторы, которые сегодня охотно и много публикуют свои произведения на интернет-ресурсах, тоже имеют шанс быть замеченными. Крупные издательства очень внимательно отслеживают сетевые новинки и, если произведение имеет резонанс в Сети, могут заинтересоваться им. Алексей Варламов привел пример писательницы и блоггера Марты Кетро, публиковавшей тексты своих произведений в открытом доступе, в том числе в Живом Журнале, и впоследствии заключившей контракт с таким крупнейшим издательством, как «Эксмо».

 

Коммерческой успешности изданий способствуют и многочисленные литературные премии, заточенные на то, чтобы давать экспертную оценку вновь появляющимся книгам. Конкурсные шорт-листы являются наиболее точным ориентиром текущего литературного процесса, указывающим на заслуживающие прочтения (и дополнительных тиражей) издания. Впрочем, и коммерчески успешные, и отмеченные премиями книги также нуждаются в дополнительном продвижении и пропаганде, которую проводят, например, книжные магазины, но по большей части, конечно, библиотеки. Бóльшую рекламу, чем та, которую делают читатели – советуя прочесть то или иное издание своим друзьям и знакомым, – не может сделать никто: самую прочную репутацию книге создает только передающееся «из уст в уста» мнение о ней.

 

Лекция прошла в активном диалоге с залом. Возникали моменты острой полемики, экскурсы в историю и политику. Слушатели задавали Алексею Варламову много вопросов, интересуясь и его личным мнением о тех или иных писателях, произведениях, литературных явлениях и феноменах.

Система Orphus Яндекс.Метрика

Возник вопрос?

Будем рады вам помочь
Подробнее

Позвонить
Написать

Skype: unatlib.org.ru