Версия для слабовидящих

Круглый стол «Актуальный Гончаров»

29 февраля в здании МВЕУ (галерея «Грифон») состоялся круглый стол «Актуальный Гончаров», организованный Национальной библиотекой УР в рамках празднования 200-летия со дня рождения классика русской литературы Ивана Александровича Гончарова.

В мероприятии приняли участие представители Министерства образования и науки УР, преподаватели Удмуртского государственного университета, словесники школ города, сотрудники библиотек, учащиеся, журналисты.

 

Участники круглого стола обсуждали не только способы привлечения внимания молодежи к творчеству И. А. Гончарова, но и в целом проблему актуальности произведений классики сегодня, говорили о роли семьи, школы и библиотеки в создании среды чтения, популяризации средствами СМИ классического литературного наследия, формировании имиджа современного человека как человека образованного, освоившего глубокие пласты русской культуры.

 

Руководитель Центра чтения Национальной библиотеки УР Ирина Николаевна Курс, открывая мероприятие, так обозначила проблематику круглого стола: «Гончаров – один из тех писателей, чьи произведения школьное изучение зачастую просто “убивает”, то есть не побуждает в учениках желания по-настоящему их понять, тем более прочитать другие, не программные. Очень многое, конечно, зависит от личности учителя, но, с другой стороны, в рамки школьной программы глубокое изучение классики просто не вписывается. Год Гончарова – это хороший пиар-повод поговорить о классической литературе вообще, о проблеме чтения, потому что такая проблема есть. Но есть и новые подходы, новые форматы, которые в рамках программы по поддержке и развитию чтения разрабатываются в библиотеках, исследуются учеными. Но главное, и это также декларируется программой, что ни одна организация, ни одно ведомство не сможет решить эту проблему в одиночку, – необходим межведомственный подход к решению проблемы чтения».

 

Заместитель министра образования и науки УР Игорь Николаевич Белозеров согласился с актуальностью обозначенных проблем и высказал идею о создании координационного органа, отвечающего за реализацию межведомственных проектов, который смог бы начать работу как раз в рамках мероприятий, посвященных Году Гончарова: «Хотелось бы только видеть эффективные, конкретные результаты – не для “галочки”. Чтобы работа по реализации текущего проекта не заканчивалась данным проектом, а стала системной, естественно переходила на следующий».

 

Собравшихся за «круглым столом» приветствовал арт-директор галереи «Грифон» Александр Старков. Он высказал пожелание, чтобы подобные мероприятия проходили в галерее чаще, и задал выступающим вопрос: насколько эффективен тот инструментарий, которым владеют на сегодняшний день структуры, решающие проблему чтения «компьютеризированной» молодежи: школа, библиотека, отчасти СМИ?

 

В ответ на вопрос И. Н. Белозеров подробно рассказал, какие средства для повышения духовного потенциала молодежи и, в частности, актуализации проблем чтения, заложены в действующих сегодня правительственных проектах реформирования школы. Серьезная роль отводится школьным библиотекам, переоснащение которых предусматривается в рамках инициированного В. В. Путиным проекта «Модернизация образования». В нашей республике в 2011–12 гг. запланировано выделение 107 млн. рублей на компьютеризацию школьных библиотек – формирование медиатек, создание образовательных электронных ресурсов, обеспечение доступа к ресурсам Интернета, приобретение программного обеспечения. В большей степени это ориентировано на учебный процесс, но может также служить и целям приобщения школьников к классической литературе.

 

В соответствии с утвержденной национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» меняется статус образовательных учреждений. Школы, открытые в будни и выходные, должны стать центрами досуга, а школьные мероприятия – привлекательным местом семейного отдыха, в том числе и семейного чтения. Но не следует пренебрегать и той частью образовательного стандарта – 10 часами внеурочной деятельности в неделю, которые призваны расширить и углубить образовательный процесс через возможности дополнительного образования. И здесь свою роль могут сыграть городские библиотеки.

 

О готовности помочь словесникам школ высказалась заместитель директора по организации обслуживания читателей Удмуртской республиканской библиотеки для детей и юношества Наталья Алексеевна Лушникова: «Мы предлагаем в помощь учителям литературы комплексные книжные выставки с медиа-презентациями, творчество конкретного писателя преподносится нами в широком контексте культурно-исторических реалий эпохи. Это качественное, готовое подспорье для учебного процесса. И тем более удручает нас низкая востребованность наших услуг. Информация о них, которую мы выкладываем на сайте, рассылаем по школам, либо не заинтересовывает учителей, либо не доходит до них».

 

Старший преподаватель кафедры социологии коммуникаций Удмуртского государственного университета Елена Юрьевна Обидина так резюмировала выступление Н. А. Лушниковой: «Проблема в информационном поле. Свои информационные ресурсы есть у органов власти, на своем уровне – у библиотек, школ, музеев. Но это векторы, которые не пересекаются. Нам необходимо объединить информационные потоки. Тот координационный совет, который будет заниматься сегодня Годом Гончарова, должен создать единую информационную карту города, а может быть, и республики, по всем мероприятиям проекта. Это совместный ресурс событий, который должен пополняться каждым его участником». Далее Е. Ю. Обидина говорила об активном сотрудничестве со средствами массовой информации, использование пиар-мероприятий, широко проводимых в Европе и Америке, таких, например, как публичные чтения с привлечением статусных фигур (политиков, бизнесменов), а также о создании целостной системы пиара – начиная с органов власти и кончая конкретным учителем. «Эффективность инструментария, о которой был задан вопрос ранее, – это прежде всего эффективность известности, эффективность информационного статуса».

 

Декан филологического факультета УдГУ Елена Алексеевна Подшивалова отчасти возразила коллеге: «Мы привыкли, что книга – это одна из форм развлечений, и это культивируется сейчас теми же СМИ. Книга сейчас рыночна, писатель раскручен, а если нет, то это уже как бы и не писатель. Наверное, хорошо, если у нас есть просвещенные бизнесмены. Но книга и литература – это такой тонкий субстрат, что по-настоящему говорить о ней может только тот, кто с книгой живет и общается постоянно. Нам нужны духовные авторитеты, а не только авторитеты успешного бизнеса. Наше общество давно в некотором перекосе. Но духовные ценности будут по-прежнему отодвигаться на второй план, потому что у нас всячески прокламируется не тот, кто творит культуру и умеет о ней говорить, а тот, кто умеет заниматься бизнесом, а в промежутке может высказаться и о культуре. А элита духовная у нас в городе есть, людей таких много».

 

Прозвучал на мероприятии и голос самих школьников – что же, по их мнению, главная движущая сила в обретении любви к классической литературе. «Эту любовь может привить только учитель литературы. В 29-м лицее Ижевска работает замечательная Наталья Рудольфовна Ванюшева. Она никогда не отвечала на наши вопросы, она учила искать ответы самостоятельно – с помощью классиков. На ее уроках мы так много думали, обсуждали и спорили, что никогда не забудем тех писателей, которые дали повод для споров», – так высказалась ученица ныне естественно-гуманитарного лицея «Школа № 30».

 

Знаменитую «тридцатку» представляли на круглом столе руководитель театра-студии «Творильня» Владимир Аркадьевич Рубцов и учитель литературы Наталья Анатольевна Мальцева. В. А. Рубцов рассказал о непростой работе над постановкой «Обыкновенной истории», длившейся около полутора лет, в течение которых современные школьники старались «понять и прожить» Гончарова и его героев. Н. А. Мальцева поделилась своими впечатлениями от рецензий, которые писали старшеклассники, увидевшие спектакль в стенах школы: «Ни один человек равнодушным не ушел. Удивительно также, что ни один ребенок не задал вопроса: а зачем это вообще надо? А многие рецензии были настолько интересными, умными – совершенно зрелыми литературными произведениями, что не верилось – это пишут 15–16-летние. Работа ребят-актеров – это, конечно, колоссальная работа над собой. Но, поверьте, не менее серьезная работа была у тех, кто это смотрел, сопереживал, думал».

 

В завершение круглого стола его ведущая И. Н. Курс поделилась планами Национальной библиотеки УР по популяризации творчества И. А. Гончарова в 2012 году. Среди мероприятий – выставка «Актуальный Гончаров» в двух форматах: кольцевая (передвижная) и на сайте НБ УР в формате 3D. Для педагогов планируется организовать семинар «Нескучный Гончаров», на котором учителя получат методические материалы и рекомендации по использованию литературных игр, конкурсов, включению элемента занимательности и соревнования в образовательный процесс и внеклассную деятельность школьников. Для учащихся будет организован интернет-конкурс «По следам фрегата “Паллада”».

Яндекс.Метрика

Возник вопрос?

Будем рады вам помочь
Подробнее

Позвонить
Написать

Skype: unatlib.org.ru