Версия для слабовидящих

Книжная выставка «У истоков удмуртской академической музыки»

Книжная выставка «У истоков удмуртской академической музыки»

Весь июль в Центре национальной и краеведческой литературы и библиографии (ул. Удмуртская, 264) экспонируется книжная выставка «У истоков удмуртской академической музыки», посвященная 95-летию Г. А. Корепанова и 90-летию Г. М. Корепанова-Камского.

Герман Афанасьевич Корепанов (1924–1985) – удмуртский композитор, певец, музыкальный педагог, засл. деятель искусств УАССР (1957) и РСФСР (1958) – родился в с. Селты УАССР. В 1949 г. окончил дирижерско-хоровое отделение Ижевского музучилища, в 1950-м – Казанскую консерваторию. К этому времени относятся его первые – песенные – сочинения: «Мон тодам ваисько», «Зарни нянь», «Паймод, эке» (всего в жанре удмуртской массовой песни им создано около 200 произведений). В 50–60-х гг. Герман Афанасьевич создает ряд произведений, ставших основой дальнейшего развития удмуртской академической музыки: первую удмуртскую оперу («Наталь», 1961), первое симфоническое сочинение («Симфония № 1», 1964), первую удмуртскую фортепианную сонату (1968), скрипичные пьесы, песни для детей и др. Его важнейшие произведения последних лет жизни – опера «Мятеж» (написана вместе с сыном А. Корепановым; поставлена в Ижевске в 1980 г.) и Вторая симфония.

 

На выставке экспонируются книги и статьи из периодических изданий, посвященные жизни и творчеству выдающегося удмуртского композитора.

  • Как рождаются песни и как складывается их судьба? Об этом рассказывает сам Герман Афанасьевич в статье «Рождение песни» (Радиовещание Удмуртии. Страницы истории и современность. Ижевск,1997): вспоминает, как создавалась мелодия на стихотворение Ашальчи Оки «Мон тодам ваисько», как с волнением он слушал песню в исполнении хора и поверил в себя: «Я буду композитором!».
  • Судьба композитора была полна драматических событий, но также и невероятных случайностей и совпадений. Об этом читайте в статье А. Вардугиной «Герман Корепанов: верность мечте» (Деловой квадрат. 2013).
  • В сборник воспоминаний современников Г. А. Корепанова «Мон тодам ваисько... Я тебя вспоминаю» (сост. А. Н. Голубкова, А. Г. Корепанов. Ижевск, 2014) вошло более пятидесяти статей поклонников его творчества – писателей, музыковедов, художников, артистов и др. деятелей культуры, а также родственников композитора (А. Аветисян «Его мелодии всегда возносятся ввысь», Л. Б. Вихарева «В нашем доме обстановка удивительная была!», Г. Н. Бехтерева «Я был поражен красотой музыки», З. А. Богомоловой «Удмуртский Глинка», Ю. Л. Толкача «Герман Корепанов: штрихи к портрету» и др.).
  • В учебном пособии А. Н. Голубковой и А. Г. Корепанова «Творческий путь удмуртского композитора Германа Корепанова в контексте региональной культуры Удмуртии XXI века» (Ижевск, 2008) наследие одного из основоположников удмуртской академической музыки исследуется в контексте истории развития культурных процессов и исполнительства, прослеживаются исторические связи с литературными процессами, рассматривается национальная специфика, выявляются фольклорные традиции и мн. др.

 

Геннадий Михайлович Корепанов-Камский (1929–2001) – удмуртский композитор, певец (тенор), педагог, засл. деятель искусств УАССР (1960) и РСФСР (1980), народный артист УАССР (1970), Почетный гражданин УР (1998) – родился в д. Ягвуково Дебесского р-на УАССР. Заниматься музыкой начинает уже в школе. В Ижевском музучилище учится в классе удмуртского певца Григория Титова, с повышенным интересом изучает теоретические дисциплины и через два года пробует писать собственные сочинения. В 1949 г. поступает в училище при Московской консерватории, в 1953-м – на национальное отделение самой консерватории. После возвращения на родину становится ведущим актером Удмуртского музыкально-драматического театра.

 

Актерская работа дала Геннадию Михайловичу возможность практически изучить специфику театральных жанров и приблизила к созданию музыки для спектаклей. Он автор первой удмуртской оперетты «Любушка» (1959), первого удмуртского балета «Италмас» (1961), оперы-балета «Чипчирган» (1963), опер «Россиянка» (1967) и «Заговор» (1987), музыкальной драмы «Азин». Обширно и песенное наследие Корепанова-Камского (свыше 300 песен).

 

О творчестве Г. М. Корепанова-Камского рассказывает книга «Музыка – жизнь и любовь моя» (сост. З. А. Богомолова. Ижевск, 2005), где представлены воспоминания о нем коллег и друзей, известных ученых, писателей, литературоведов, политиков, а также эссе, стихи, посвящения композитору.

 

«В облике композитора всегда чувствовалась светскость, артистизм, готовность улыбнуться (заразительно смеялся), он ценил профессионализм, внутреннюю культуру собеседника, эрудицию, интеллигентность...», – пишет о Геннадии Михайловиче в своем объемном исследовании «Содружество двух муз» (Ижевск, 2004) музыковед и литературовед Е. Г. Красновская. В книге впервые рассматриваются проблемы связи литературы и музыки на примерах творчества классиков и современных авторов удмуртской поэзии, прозы и музыкального искусства.

 

О своем знакомстве с композитором, его желаниях и планах, которые он смог реализовать впоследствии, о его вокальном даре и блестящих театральных ролях вспоминает в свой книге «Из сокровищницы души» (Ижевск, 2016) театровед А. Я. Евсеева (глава «В городском саду играет духовой оркестр...»). Жизни и творчеству композитора посвящены статьи А. Н. Голубковой «Геннадий Михайлович Корепанов-Камский» (История музыкальной культуры Удмуртии. Избранные труды. Ижевск, 2017) и К. Куликова «Геннадий Корепанов-Камский: певец прикамских зорь» (Номенклатура. Сборник биографических очерков. Ижевск, 2005).

 

В экспозицию, посвященную юбилеям удмуртских композиторов, вошли также справочные издания и энциклопедии, содержащие биографические материалы о них (Удмуртская Республика. Ижевск, 2014; Многонациональная сценическая культура Удмуртии. Ижевск, 2014; Феномен Удмуртии. Ижевск, 2008. Т. 7); очерки о композиторах в книге журналиста М. В. Гавриловой-Решетько «Ӵыдонтэм пумиськонъёс» = «Незабываемые встречи» (Ижевск, 1995); сборники песен и нот, партитуры, музыкальные записи, афиши.