Версия для слабовидящих

К 90-летию со дня рождения Фазиля Искандера

К 90-летию со дня рождения Фазиля Искандера

До конца марта в отделе социогуманитарной и естественнонаучной литературы (ул. Удмуртская, 199) экспонируется книжная выставка «“День жизни отличать от ночи”: к 90-летию со дня рождения Фазиля Искандера».

Фазиль Искандер (1929–2016) – прозаик, поэт, публицист, общественный деятель. Абхаз с персидской фамилией, осознанно выбравший русскую культуру и уже при жизни ставший классиком русской литературы («Я – безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен»). Произведения Искандера переведены на все основные языки мира, награждены многими престижными отечественными и зарубежными литературными премиями.

 

Сюжет многих сочинений писателя разворачивается в селе Чегем, где автор провел значительную часть своего детства. «Фазиль Искандер вошел в мир российской литературы, принеся с собой целую страну – благодатную Абхазию, с ее древней историей, великолепной экзотической природой и самобытными героями. В читательском сознании теперь существует Абхазия искандеровская – со столицей Мухусом, горным селением Чегем, многонациональным населением и многотысячелетней историей, хранимой каждым деревом, камнем – и человеком» (Н. С. Выгон).

 

Основой «...искандеровского мира является принцип приятия бытия как безусловного единства и абсолютной целостности, где нет ничего малозначительного или незаконного, что для гармонизации жизни следовало бы исключить. Это позволяет объяснить, почему мир его прозы, изначально вмещающий трагические стороны действительности – смерти, убийства, сумасшествие, крушение судеб и целых жизненных укладов – остается светлым и жизнеутверждающим», так как он «...озарен единым светом, перед которым все равны, как перед солнцем. Свет – вечная истина, которая вéдома, сознательно или бессознательно, каждому человеку, – называется “святыней Божьего дара стыда” – совестью» (там же).

 

Со всеми главными произведениями творчества Искандера, почти каждое из которых написано в своеобразном жанре, можно познакомиться в представленных на выставке изданиях. Это юмористический эпос «Сандро из Чегема» (М., 1989) (трехтомное издание романа – самое полное из всех выходивших ранее в свет) и своеобразный эпос о детстве – сборник всех рассказов о мальчике Чике «Где зарыта собака» (М., 2001). Вошли в сборники-антологии и представлены отдельными изданиями повести «Созвездие Козлотура» и «Школьный вальс, или Энергия стыда», повесть-сказка «Кролики и удавы» и повесть-диалог «Думающий о России и американец», а также избранные рассказы, эссе и стихи писателя.

 

С избранными публицистическими статьями Искандера можно познакомиться в сборнике «Поэты и цари» (М., 1991). Собрание его автобиографических произведений разных лет, выстроенное в композиции, позволяющей увидеть и пережить целую историческую эпоху – от 1930-х годов до начала XXI в. – включает в себя книга «Яблоня, шелестящая под ветерком» (М., 2002).

 

«Чтобы овладеть хорошим юмором, – пишет Искандер в своем рассказе “Начало”, – надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что и там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставляемый этим обратным путем, и будет настоящим юмором». «То, что Искандер называет “хорошим юмором”, не просто подтрунивание над героем или обнаружение смешных и нелепых черт в той или иной ситуации, не “приправа”, добавленная к сюжету. Автор не только смеется над героем, но и бесконечно любит его, любуется им», – отмечает критик Наталья Иванова. С блестящим исследованием литературоведа – «Смех против страха, или Фазиль Искандер» (М., 1980) можно познакомиться на нашей выставке. Предметом исследования в книге стала уникальная творческая манера Ф. Искандера – природа юмора и сатиры, гротеска и фантастики в таких его произведениях, как «Созвездие Козлотура», «Сандро из Чегема», «Кролики и удавы» и др. При этом путь писателя прослеживается на фоне общественной истории 50–80-х гг.

 

Экспозицию дополняет уникальное большеформатное издание – альбом «Фазиль Искандер» (сост. Л. Дорофеева, А. Искандер. М.,1999), в который включены стихи и отрывки прозы писателя, а также стихотворные и прозаические посвящения ему известных писателей, богатый архивный фотоматериал разных лет, коллекции открыток и фото с видами Абхазии и мн. др.