Версия для слабовидящих

К 100-летию со дня рождения А. И. Солженицына

К 100-летию со дня рождения А. И. Солженицына

Весь декабрь в Национальной библиотеке УР (ул. Удмуртская, 264) работает книжная выставка «Век Солженицына», приуроченная к 100-летию со дня рождения писателя (11 дек. 1918 г. – 3 авг. 2008 г.).

Название выставки – это не только синоним столетнего юбилея «одной из самых могучих фигур за всю историю России» «и в литературе, и в общественной жизни» (В. Распутин) – это и весь ХХ век, боль которого Солженицын «взвешивал на тонкой игле сердечного интереса» (И. Марков), открыв нам истину, «что насилие государства над маленьким человеком может быть не проявлением безразличия, а необходимым условием существования государственной машины» (Б. Долгин). Но, возможно, в большей степени это «будущий век» – век освоения и осмысления наследия писателя. 

  • Василий Белов: «Он хотел, чтобы сам народ деятельно участвовал в жизни страны. <...> Самое трудное и самое нужное для нас сейчас – не спеша прочитать Солженицына». 
  • Валентин Курбатов: «Теперь наша история уже вовек не исчезнет, потому что пропущена через человеческое сердце и оплачена живым, не отвлеченным человеческим страданием. Нам просто еще некогда было читать. <...> Когда мы прочитаем это наследие в первый спокойный день, то проснемся другими. <...> И опять из населения будем народом». 
  • Ричард Темпест: «В двадцать первом веке Солженицын будет прочитан – рассчитан – узнан – именно как мастер слова». 
  • Ольга Седакова: «Несомненно, Солженицын в будущем. Прежде всего потому, что все большие авторы и все значительные мысли – в будущем. <...> ...будущее время или сослагательное наклонение в той фразе, с которой я начала: “Когда Россия прочтет Солженицына” или “Если бы Россия прочла Солженицына”, означает по существу такую глубочайшую перемену нашего положения, при которой читатели Солженицына смогут влиять на практические решения – или же: при которой те, кто эти решения принимает, окажутся читателями Солженицына». 

 

В экспозиции выставки максимально полно представлено творчество писателя – его художественные, художественно-исторические и публицистические произведения, начиная с первой публикации в 1962 г. в журнале «Новый мир» – повести «Один день Ивана Денисовича»: «Архипелаг ГУЛАГ: 1918–1956. Опыт художественного исследования» (М., 1990); «Раковый корпус» (Петрозаводск, 1991); «В круге первом» (М., 2001); «Как нам обустроить Россию» (М., 1991), «Красное колесо» (М., 1993) и др.

 

Часть выставки составили книги и публикации, посвященные жизни и творчеству А. И. Солженицына. В первую очередь это издание серии «ЖЗЛ» – книга Л. Сараскиной «Солженицын» (М., 2009), удостоившаяся двух литературных премий – «Книга года» и «Ясная Поляна»; исследование проф. Женевского ун-та, широко известного на Западе публициста, эссеиста и литературного критика Жоржа Нива «Солженицын» (М., 1992) (книга, «в которой сделана попытка дать цельный портрет А. Солженицына – и как человека, и как общественного деятеля, и как мыслителя, идеолога, историка»); воспоминания первой жены писателя Н. А. Решетовской «Александр Солженицын и читающая Россия» (М., 1990); монография московского солженицыноведа Н. М. Щедриной «“Красное колесо” А. Солженицына и русская историческая проза второй половины ХХ века» (М., 2010); «путеводитель» по миру этого же романа-эпопеи – «“Красное колесо” Александра Солженицына: опыт прочтения» (М., 2011) известного критика и историка литературы А. Немзера и др.

Яндекс.Метрика

Возник вопрос?

Будем рады вам помочь
Подробнее