Версия для слабовидящих

Книжная выставка «Ижевск – форпост отечественного мотоциклостроения»

Книжная выставка «Ижевск – форпост отечественного мотоциклостроения»

Весь ноябрь в Центре национальной и краеведческой литературы и библиографии (ул. Удмуртская, 264) работает книжная выставка «Ижевск – форпост отечественного мотоциклостроения», приуроченная к 130-летию со дня рождения первого конструктора ижевских мотоциклов П. В. Можарова.

Петр Владимирович Можаров (1888–1934) род. в Тамбовской губ. в дворянской семье. Высшее образование получил в Германии, окончив теплотехнический факультет Лейпцигского университета. С 1915 г. работал конструктором на Тамбовском пороховом заводе; здесь же получил первое авторское свидетельство на изобретение. В 1924 г. судьба привела его в Ижевск, где он занял должность инженера по рационализации теплового хозяйства объединения «Ижстальзаводы».

 

В 1927 г. Ружейно-пулеметный трест рекомендовал освоить в Ижевске изготовление велосипедов. Можаров предложил развернуть и серийное производство мотоциклов. Идея была принята, и осенью того же года Петра Владимировича вместе с инженером-металлургом Г. И. Адамовичем командировали в Германию, где они побывали на 23 мотоциклетных заводах. Находясь за границей, Можаров не только изучал документацию, но и закупал детали и двигатели. В 1928 г. на ижевском производстве родился новый отдел – Мотоциклетная секция. В этом же году П. Можаров принял участие в мотопробеге Москва – Тифлис – Москва на немецком мотоцикле «Неандер».

 

В 1928 г. под руководством инженера были созданы чертежи, а в 1929-м изготовлены образцы первых «Ижей»: весной – образец Иж-3, в сентябре – Иж-1, одновременно дорабатывались Иж-2, Иж-4 и Иж-5. Каждая последующая модель усовершенствовалась и была лучше предыдущей. Можаровым было налажено серийное производство легкого и тяжелого армейских мотоциклов; его машины успешно преодолевали маршруты на Всесоюзных мотопробегах, экспонировались на выставках.

 

В 1930 г. Можаров был откомандирован в северную столицу налаживать производство мотоциклов в Ленинградском тресте массового производства. В 1931 г. он стал сотрудником Научного автотракторного института.

 

Первый серийный мотоцикл Иж-7 был выпущен в Ижевске уже после смерти Можарова, в 1934 г. (в тот год было изготовлено порядка 100 машин). Первая партия «восьмерок», выпущенная в начале 1938 г., была раскуплена в московском магазине за один день. В 1940-х гг. до конвейера дошли мотоциклы Иж-9 и хромированный разноцветный Иж-10, а за несколько дней до войны родился Иж-12.

 

В 1988 г. на заводе «Ижмаш» была отлита памятная медаль в честь 100-летия со дня рождения П. В. Можарова. В 1989 г. одна из улиц Ижевска переименована в улицу Можарова, на одном из домов которой установлена мемориальная доска.

 

На выставке представлены издания и публикации о жизнедеятельности конструктора, о производстве знаменитых мотоциклов на предприятиях города, об устройствах мотоциклов «ИЖ»: О. В. Курихин «Петр Можаров. История первых ижевских мотоциклов» (2004); А. Чулков «Человек с мотором» (Репутация. 2017. № 6); Н. Слесаренко «Создатели ижевских мотоциклов» (1961), «Акционерное общество “Ижевский мотозавод Аксион-холдинг”» (2003); И. И. Кобзев «Ижевские картинки» (2000); «Ижевск. Любимый город» (2010); Б. Демченко «Мотоциклы с маркой “ИЖ”» (1982) и др.

Яндекс.Метрика

Возник вопрос?

Будем рады вам помочь
Подробнее