Версия для слабовидящих

Государственная политика преодоления кризиса чтения

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

 

Чтение является важнейшим элементом культуры, существенным фактором воспитания гражданской позиции. Общество читающее является обществом мыслящим. Основная же тенденция последних лет - утрата чтением его исключительной роли в жизни общества, потеря статуса престижного занятия.

В связи с этим, среди населения стала распространяться вторичная неграмотность, которую называют кризисом чтения. Кризис чтения наблюдается во всех индустриально развитых странах, в том числе и в России. Например, в США сегодня насчитывается около 40-50 млн. вторично неграмотных, в Германии их примерно 3-4 млн., в 1986 году Франция - страна литераторов, была напугана данными рабочей группы одного из министерств, согласно которым около 20% работоспособного населения с трудом может читать и писать.

Появление феномена вторичной неграмотности приводит к ряду негативных социальных и экономических последствий. Поэтому, начиная с 80-х гг., этой проблеме уделяется пристальное внимание.

 

В мировой практике наработан большой опыт по решению проблем кризиса чтения. Во многих странах проводятся различные мероприятия по защите чтения, его стимулированию.

 

Франция


Во Франции решение проблемы чтения стало приоритетной задачей Министерства культуры и правительства еще в 80-90-е гг. прошлого века. В этой области проводится мощная национальная политика. Было создано Управление по делам книги и чтения, которое определило политику для решения этой проблемы, с учетом всего «пути книги» – от момента создания ее автором до предложения ее читателям. В результате принятых мер были достигнуты большие успехи в библиотечном обслуживании населения: построены новые здания библиотек, улучшено положение публичных библиотек, освоены дополнительные территории для организации чтения тех жителей, которые обычно не приходят в библиотеки.

 

Со второй половины 80-х – первой половины 90-х гг. начали плодотворно развиваться партнерские соглашения между министерствами культуры, юстиции, обороны, сельского хозяйства и др. Это позволило проводить единую политику в преодолении кризиса чтения. Такая политика способствовала сближению и достижению взаимопонимания между представителями разных профессий, например между преподавателями, работниками социальных служб и библиотекарями, содействовала их более тесной кооперации.

 

Во Франции политика чтения осуществляется при координации усилий с органами местного самоуправления (областей, департаментов, городов). В каждой из 22 областей страны функционирует областное управление по делам культуры, в котором работает советник по вопросам книги и чтения. Для поддержки деятельности в области чтения на местах Министерство культуры заключает с местными органами управления соглашения о культурном развитии. Эти соглашения позволяют реализовать планы департаментов, касающиеся чтения, или осуществлять проекты «город – чтение».

 

Понятие «город – чтение» отражает стремление решать задачи путем реализации крупномасштабного проекта, объединяющего все силы города. Сначала профессионалы проводят «диагностику чтения», а затем, согласно их рекомендациям, происходит осуществление самых разнообразных проектов: создание новых библиотечных филиалов, освоение новых территорий для организации чтения, проведение культурно-массовых мероприятий с широким привлечением библиотек, школ, ассоциаций, представителей частных издательств и книжных магазинов; организация праздников книги, салонов, выставок и пр. Одна из кампаний последних лет – проведение конкурса «Выиграем борьбу за чтение». С 1989 г. во Франции проводится праздник чтения, который стал очень популярным.

 

На семинаре «Международные программы чтения», проведенного в рамках 11-й Международной конференции «Крым – 2004», в докладе директора библиотеки Французского культурного центра Посольства Франции в Москве - Натали Ферье говорилось о мероприятиях по развитию чтения во Франции. Н. Ферье привела всего лишь три примера, но очень ярких и интересных:

Чтение книг на улице для тех, кто хочет слушать. Инициатор этого движения — Марк Роже — многие годы ходит по населенным пунктам и читает детям книги вслух. Причем, читает он их, прячась за книгу, устраивая, таким образом, маленькие представления.


Чтение книг в поликлиниках для детей, ожидающих очереди у кабинетов врачей. Лучше читать красочные книги, чтобы дети могли не только слушать, но и рассматривать картинки в книгах.
В вагонах парижского метро расклеены плакаты с отрывками из произведений классических и современных авторов. Пассажиры, проводя в метро определенное количество времени, могут таким образом приобщиться к литературе. Государство финансирует это начинание.

 

Во всех этих мероприятиях участвуют библиотеки: приветствуется их работа со школами, поликлиниками и пр. Таким образом, определилась новая задача библиотек — выходить навстречу читателям. Такую библиотеку во Франции называют «Библиотека вне стен».

 

США


Другой вариант организации национальной политики в области чтения осуществляется в США. Проблема чтения в этой стране находится в центре внимания с 1983 г., когда были обнародованы цифры о большой социальной группе функционально неграмотных людей, не любящих читать и читающих лишь от случая к случаю. Тогда потери от неграмотности составили, по подсчетам специалистов, около 237 млрд долларов.

 

Работа по преодолению кризиса чтения в США носит долгосрочный и планомерный характер. Политика в области чтения осуществляется целенаправленно с помощью Центра Книги, который имеет полномочия правительственного агентства и является частью Библиотеки конгресса США.

 

Центр Книги учрежден Законом 95-129 от 13 октября 1977 года. Он пользуется влиянием и ресурсами Библиотеки Конгресса для стимулирования интереса к книгам, чтению и библиотекам и призывает к изучению книги и печатной культуры. Центр является наиболее видимой и активной образовательной программой Библиотеки Конгресса, нацеленной на продвижение книги, чтения и библиотек через три партнерские сети по всем Соединенным Штатам Америки. Эти сети включают:

  • 46 филиалов центров в 46 штатах и округе Колумбия;
  • 90 национальных образовательных, библиотечных и гражданских организаций;
  • более 12 академических и исследовательских учреждений.

Закон об учреждении Центра Книги давал директору Библиотеки Конгресса возможность поиска внебюджетных средств на его деятельность. Первый взнос в 20 000 долларов был использован на проведение встреч по созданию нового офиса и планированию работы. С тех пор десятки корпораций и частных лиц сделали пожертвования в пользу Центра Книги. На сегодняшний день программы Центра финансируются за счет частных вкладов и трех общественных фондов, учрежденных теми, кому не безразлично будущее книги, чтения, библиотек и грамотности.

 

Центр Книги разрабатывает и предлагает общенациональные темы по пропаганде книги, чтения и библиотек на национальном и международном уровнях. Вот темы отдельных программ Центра: «Год юного читателя» (1989), «Больше читайте об этом» (1990), «Любовь к чтению на всю жизнь» (1991), «Чтение открывает новые миры» (1992), «Книги изменяют жизнь» (1993-1994); «Создай свое будущее - Читай!» (1995-1996); «Создадим нацию читателей» (1997-2000); «Рассказываем историю Америки» (2001-2003).

 

Первая Леди США Барбара Буш была Почетным председателем читательских кампаний: «Год юного читателя»; «Чтение на всю жизнь»; «Узнай новые миры - Читай!». В 2001 году ее невестка - первая леди Лора Буш стала Почетным председателем читательской кампании «Рассказываем историю Америки». Она была «хозяйкой» первого Национального книжного фестиваля, который финансировался и проводился Библиотекой Конгресса в сентябре 2001 года.

 

Неотъемлемая часть миссии Центра Книги - поддержка исследований в области истории книги, чтения и библиотек. Существует специальная научная программа по этим проблемам. Так Центр Книги поддержал создание центров по изучению истории книги и печатной культуры в нескольких академических учреждениях: Центр изучения печатной культуры в университете штата Висконсин, Центр истории книги в университете штата Пенсильвания.

 

В Библиотеке Конгресса Центр книги регулярно организует встречи с писателями в рамках проекта «Книги и то, что за их пределами», выставки, мероприятия в честь известных в книжном мире людей. Центр профинансировал издание более 40 книг и 50 памфлетов. Среди них - «Язык земли: Книга литературных карт Библиотеки Конгресса», выпуск которой является результатом проекта создания литературных карт разных штатов. Еще одно новое издание - сборник «Книги, библиотеки, чтение и издательское дело во времена «холодной войны».

 

Центр Книги стал пионером в привлечении СМИ для продвижения книг и чтения. В сотрудничестве с телекомпанией Си-би-эс осуществлялся проект «Прочти об этом больше», в соответствии с которым в 500 наиболее популярных передачах канала представлялись списки рекомендуемых к прочтению книг. Сегодня в программе «Прочти об этом больше» размещаются предметные рубрики коллекций, оцифрованных в рамках проекта создания Национальной цифровой библиотеки «Память Америки».

С 1984 года Центр Книги развивает программу создания региональных центров-филиалов, занимающихся продвижением книг, чтения и библиотек на уровне штатов и местных сообществ. Региональные центры также осуществляют проекты, подчеркивающие важность чтения и грамотности для граждан всех возрастов. Два наиболее популярных проекта в штатах: создание литературных карт, на которых отмечаются места проживания известных литераторов, и места, где были написаны их книги; проект «Письма о литературе» - национальный конкурс студенческих эссе, победители которого получают награду от центра книги штата.

 

Великобритания


В Великобритании конца 80-х — начала 90-х годов чтение многими воспринималось как несовременное, скучное занятие. Традиционный образ книги ассоциировался с изолированностью, старомодностью. Сейчас, благодаря развитию общественных инициатив и государственных программ, ситуация кардинально изменилась.

 

Генератором этих перемен в начале 90-х стали библиотеки, которые страдали тогда от недостатка финансирования и не пользовались популярностью у населения. Благодаря стараниям и энтузиазму небольшой группы библиотекарей города Шеффилда стали появляться интересные программы и проекты, направленные на изменение традиционного устаревшего имиджа библиотеки и книги. Библиотекарями были проведены небольшие и недорогие исследования, которые позволили по-новому взглянуть на работу с читателем, а так же на те услуги, которые традиционно предлагались библиотеками. Это повлекло за собой ряд значительных перемен и стало одним из факторов, повлиявших на дальнейшее успешное развитие чтения в условиях нового информационного общества.

В начале 90-х эта же группа библиотекарей основала компанию «Opening the Book» (Открывая книгу), которая взяла на себя инициативу по пропаганде книги и чтения, а также по работе с библиотекарями с целью научить их новым формам работы с читателями. «Opening the Book» выделила небольшое финансирование на региональные инициативы, такие как литературные фестивали, конкурсы и т. д.

В 1992 г. прошла конференция «Чтение и будущее», которая стала поворотной точкой в пропаганде чтения. Эта конференция впервые собрала под одной крышей библиотекарей, книгоиздателей и книгораспространителей, писателей, бизнесменов, представителей органов власти, общественных организаций, СМИ. На конференции был принят план действий по пропаганде чтения по всей стране. Так, например, было решено создать грантовый фонд для поддержки литературных проектов, а так же рекламного агентства, выступающего связующим звеном между библиотекарями и издателями.

В 1997 г. Государственный Комитет по статистике опубликовал данные, из которых следовало, что 23% взрослого населения страны обладает довольно низким уровнем грамотности. Одна из задач Национальной Стратегии грамотности заключалась в достижении 2002 г. 80% уровня грамотности среди 11-летних учащихся, что предусмотрено Национальной Программой.

 

В 1997 г. Министр образования Дэвид Бланкетт объявил о начале разработки национальной кампании в поддержку чтения и книги под названием Национальный Год Чтения.

 

Были поставлены следующие задачи:

  • пропаганда чтения среди самых маленьких;
  • популяризация чтения среди детей и юношества и поощрение регулярного чтения;
  • развитие традиции семейного чтения; пропаганда чтения среди родителей;
  • позиционирование чтения, как занятия интересного, модного и доставляющего удовольствие и радость;
  • побуждение к обсуждению прочитанного.

Независимая благотворительная организация - Национальный трест грамотности стал основным исполнителем работ по проекту. Для достижения больших результатов этот проект стал межотраслевым и осуществлялся в партнерстве с представителями различных сообществ и структур: министерств культуры и образования, библиотек, книжного бизнеса, СМИ, молодежных и благотворительных организаций, и даже звезд спорта и шоу-бизнеса, которые, как известно, влияют на формирование общественного мнения.

 

Общий бюджет проекта составил 4 млн. фунтов стерлингов. На участие в нем поступило 320 заявок, одобрено было 86.

 

Пример проекта в рамках Национального Года Чтения:

«Писатели в школах»: 35 тыс. школьников в 135 школах в течение года работали с писателями. Схема работы была следующая. Писатель направлялся на работу в определенную школу, где в течение года должен был работать с учениками разных возрастных групп с целью воспитания у них любви к литературному творчеству и чтению посредством развития собственного творчества. Британцы не ставили в данном случае задачу выявить таланты (хотя, для многих детей это была прекрасная возможность раскрыть свои способности). Формы работы были различны - от сочинения коротеньких стихов и рассказов до коллективного написания пьес и их постановки.

 

В настоящее время правительство Великобритании выделяет значительные денежные средства для развития библиотек страны. Работа ведется по следующим направлениям:

  • направление «Открывая возможности для всех» подразумевает, что доступ к информации должен быть равным для всех; необходимо повышать образовательный уровень в школах, а также работать с людьми, относящимися к «группе риска» (больными, преступниками и пр.);
  • проводится автоматизация библиотек, так как без этого невозможно их будущее развитие;
  • детям бесплатно раздаются книги (вместе с книгами предлагаются подставка для книг, закладка, листовка со стихами и пр.);
  • программа «Уверенный старт» рассчитана на самые бедные слои населения и направлена на улучшение здоровья нации и роста ее образовательного потенциала.

Кроме того, существуют специальные программы для тинейджеров, а также программа «Чтение на лето», где детям в виде игры предлагаются задания на лето, по результатам которых, победителю вручается приз.

 

Германия


Вопрос о содействии литературе и чтению уже много лет занимает в Германии особую позицию. Проблему преодоления кризиса чтения пытаются решить как на государственном уровне, так и при помощи различных профессиональных, и общественных организаций. Важную роль в этом деле играют личные инициативы, в частности, фонды.

 

В Германии действует Немецкий фонд чтения. Он возник в 1988 г. на базе Немецкого литературного общества. Фонд находится под патронатом президента страны, его кооперативными членами являются федеральные земли Германии, экономические союзы, предприятия и общественные организации.

Фонд чтения проводит целенаправленную политику в области поддержки чтения, представляя собой «мастерскую идей», призванную помочь всем, кто хочет пробудить интерес к чтению: школа, библиотека, книготорговые организации, детский сад и семья.

 

Фонд рассчитывает свою работу на все слои населения, но особый акцент ставится на содействие чтению маленьких детей. Фондом разработаны проекты, рассчитанные на различные группы детей и юношества.

 

Так совместно с Федеральным министерством по делам семьи был разработан проект «Чтение – дело семейное». Он охватывал 600 детей дошкольного возраста. В реализации проекта важнейшими союзниками и партнерами Фонда чтения являлись учителя, воспитатели, библиотекари, пресса и электронные СМИ.

 

По просьбе японской фирмы «Мицубиси» и при ее финансировании Фондом чтения была создана система повторного образования. Это было вызвано тем, что в течение долгого времени представители этой фирмы не могли набрать необходимое количество сотрудников для своих офисов, из числа молодых немцев, умеющих правильно разговаривать с клиентурой, хорошо пишущих и читающих на своем родном языке. В данном случае Фонд чтения создает условия для немецкой молодежи в восполнении того, что им не додала современная школа.

 

Фонд чтения ведет активное сотрудничество с книгоиздательской и книготорговой отраслями. Совместно с Биржевым союзом и некоторыми опытными книготорговцами Фондом чтения было подготовлено практическое руководство для книготорговцев «Как читателя превратить в покупателя: поощрение чтения в книжной торговле».

 

Государственным является Проект содействия чтению федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. Его цель – дать импульс к чтению и пробудить интерес к книгам. Проект стартовал с проведения в 2002 году «Дня книголюба». В последние годы проводились такие мероприятия как олимпиада по чтению, литературные туры с участием выдающихся людей Германии, ралли книголюбов. В 2004 году проект носил название «Europa – erlesen!» и представлял детские книги стран – новых членов ЕС.

 

Среди гражданско-общественных инициатив можно назвать Общество Фридриха Бёдекера, которое ведет активную деятельность во всех федеральных землях Германии. Своей задачей считает содействие развитию чтения среди детей и юношества. Достигается это путем финансирования и организации литературных чтений.

 

Как результат личной заинтересованности в процесс приобщения к чтению с помощью вовлечения новых мультимедийных средств, а именно сети Интернет, возник проект Antolin (проект поддерживается издательством Antolin). Суть данного проекта - создание детского книжного портала, который ориентирован на интерактивное содействие чтению. Дети самостоятельно выбирают из предложенных названий те книги, которые они хотели бы прочитать. После прочтения дети с помощью Antolin отвечают на предложенные вопросы по конкретной книге. Таким образом, развивается вдумчивое сознательное чтение, что дает детям стимул критически и глубже подходить к прочитанному. С помощью Antolin учителя могут проследить путь развития своих учеников и таким образом создать базу для целенаправленной поддержки чтения на уроке.

 

                                                                                                                           

 

Ввиду большой значимости проблем распространения чтения, к их решению все интенсивнее подключаются различные международные и российские организации:

 

Международная ассоциация чтения (IRA - International Reading Association)

 

Образована в 1954 году.

 

IRA ставит своей целью улучшение обучения через повышение качества чтения и дальнейшего его использования в процессе воспитания и образования, а затем и всей профессиональной, социальной и личной жизни.

 

На сегодняшний день IRA насчитывает более 350 000 индивидуальных членов во всем мире, имеет представительства более чем в 100 странах, создает местные отделения, которых сейчас насчитывается более 1 250, а также имеет национальные Ассоциации. Их сейчас более 100.

 

IRA имеет два отделения в России: Московское и Санкт-Петербургское.

 

Русская Ассоциация Чтения (РАЧ)

 

Русская Ассоциация Чтения, объединившая индивидуальных членов и несколько организаций, объединений, ассоциаций была зарегистрирована в качестве Межрегиональной общественной организации в 2004 г. Она является, основанным на членстве, добровольным самоуправляемым некоммерческим формированием. Основная цель Ассоциации заключается в объединении специалистов и любителей чтения для содействия развитию культуры, грамотности и образования через улучшение качества чтения.

 

Русская Ассоциация Чтения является членом как IRA, так и её Европейского отделения (IDEC). Она поддерживает отношения и сотрудничает со многими другими организациями, связанными с чтением, собирает базу данных о специалистах и организациях, связанных с проблемами чтения, грамотности, текста, книги и др. РАЧ является участником проектов взаимообмена.

 

ИФЛА. Секция чтения

 

Создана в 1995 г.

 

В настоящее время в Секции работают специалисты, занимающиеся следующими проблемными областями:

  • продвижение чтения;
  • политика поддержки чтения и книжного дела;
  • исследования чтения;
  • история чтения;
  • чтение детей и детская литература;
  • чтение и Интернет и многими другими вопросами.

РБА. Круглый стол по чтению

 

Основан 29 ноября 2001 года.

 

Цели и задачи:

  • обсуждение проблем чтения в нашей стране и в мире, повышение роли библиотек в распространении книги и литературной культуры, обсуждение современных технологий привлечения к чтению массовых слоев населения;
  • разработка и обсуждение общенациональных и региональных программ по продвижению чтения;
  • обнародование и обсуждение результатов региональных исследований по чтению;
  • координация региональных исследований по чтению и сбор информации, необходимой исследователям чтения.

Ежегодно начиная с 1996 г. ЮНЕСКО в целях содействия чтению, писательскому труду и защите интеллектуальной собственности 23 апреля отмечает Всемирный день книги и авторского права. «Являясь векторами творчества, информации и образования [книги] дают возможность каждой культуре запечатлеть свои основные черты и увидеть самобытность других. Будучи окнами в разнообразие культур и мостами между цивилизациями вне времени и пространства, книги представляют собой источник диалога, средство обмена и источник развития», – сказал генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура.

 

Целый ряд программ, осуществляемых ЮНЕСКО, демонстрирует приверженность этой организации делу распространения грамотности.

 

Феномен чтения относится к фундаментальным достижениям человеческого разума, его особая роль в развитии цивилизации как таковой, равно как и любого развитого общества, неоспорима. Роль и значение чтения и грамотности сегодня высоко ценится и осознается мировым сообществом: 2003–2012 гг. объявлены ООН десятилетием грамотности.

 

Список литературы

  1. Бородин О. Брюссельское окно в "читающую Европу" / Бородин О. // Библиотека. – 1997. - № 11. – С. 74-78.
  2. Дегтярева, Т. Французский праздник чтения / Дегтярева Т. // Библиополе. - 2004. - N 6. - C. 38-39.
  3. Кюблер Х.-Д. Читающая Германия с точки зрения библиотекаря / Кюблер Х.-Д. // Библиотековедение. - 1999. - N 1. - C. 50-59.
  4. Коул Дж. Библиотека конгресса и пропаганда книги, чтения и книжной культуры / Коул Дж. // Библиотековедение и библиография за рубежом. - 1994. - № 137. - С. 25-37.
  5. Куно К. Молодежь и чтение во Франции сегодня / Куно К. // Что мы читаем? Какие мы?. - СПб., 1999. - Вып. 3. - C. 90-96.
  6. Ринг К. Масс-медиа учат чтению / Ринг К. // Библиотека. – 1997. - № 6. – С. 74-77.
  7. Сметанникова Н. Будем ли отстающими (Международный опыт повышения качества чтения) / Сметанникова Н. // Библиотечное дело. - 2004. - № 11. - С. 2-4.
  8. Стельмах В. Л. Круглый стол по исследованию чтения: проблемы и перспективы / Стельмах В. Л. // Библиотековедение и библиография за рубежом. – М., 1991. – Вып. 130. – С.17-24.
  9. Чудинова В. Если мы хотим остаться "нацией читателей"... / Чудинова В. // Библиотека. - 1999. - N 2. - C. 65-67.
  10. Чудинова В. Грамотность и благополучие нации – понятия неразделимые: Организация политики в области чтения за рубежом / Чудинова В. // Библиотека. – 1999. - № 1. – С. 68-71.

Полезную информацию о зарубежных проектах и Центрах чтения можно найти на сайтах:

Составитель

гл. библиограф

Информационно-библиографического отдела

Колесникова О. Г.

Яндекс.Метрика

Возник вопрос?

Будем рады вам помочь
Подробнее

Позвонить
Написать

Skype: unatlib.org.ru