Версия для слабовидящих

Продвижение чтения с помощью программно-проектных методов

На сегодняшний день снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией. Исходя из понимания роли чтения, во многих странах предпринимаются активные попытки противодействовать этому.

 

Одним из главнейших социальных институтов, способным решать задачи привлечения к чтению, продвижения качественного чтения, являются общедоступные библиотеки, объединяющие традиционную культуру общения с книгой и новые информационные технологии.

 

В библиотеках применяют разнообразные методики привлечения внимания к книге и чтению, но и отечественная практика убедительно доказывают, что этот процесс наиболее эффективен при использовании библиотеками программно-проектных методов.


Преимущества этих методов:

  • представляя чётко сформулированные и подробно просчитанные программы или проекты, предлагающие пути и методы решения, актуальных для государства и общества проблем (а именно таковыми являются сегодня проблемы чтения), библиотеки вправе рассчитывать на их финансирование;
  • разработка программ/проектов способствует развитию инновационной деятельности библиотек, продвижению новых идей и форм работы, новых технологий популяризации чтения, раскрытию творческого потенциала сотрудников библиотек;
  • повышается общественный престиж библиотек, их социальный статус и значимость в социуме;
  • развиваются читательская активность и компетентность, повышается культура чтения и его качество;
  • развиваются и укрепляются партнерские связи библиотек.

Довольно часто термины «программа» и «проект» употребляются как синонимы, но разница в этих понятиях существует.


ГОСТ Р 54871–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой» даёт следующее трактовку термину «программа»: «совокупность взаимосвязанных проектов и другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в условиях общих ограничений» [7].


ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» определяет проект, как «комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений» [8].


Программа – это описание модели будущей деятельности, рассчитанной на достижение определенных результатов в будущем, по одному или нескольким направлениям. В ней формулируются конкретные задачи, определяются ресурсы, необходимые для их осуществления, временные рамки, исполнители. Целевая программа – документ, который содержит взаимосвязанную группу проектов (циклов мероприятий), имеющих общую взаимосвязанную цель, определённое ресурсное обеспечение, скоординированных по времени реализации.


Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на межгосударственном, государственном, региональном, муниципальном уровнях управления. Однако программа сама по себе, как правило, не может служить основанием для финансирования, так как не приносит быстрого и заметного социального эффекта. Обычно программа служит базой для разработки и осуществления тех или иных проектов, результатом которых и будет качественное изменение состояния, вызванное реализацией запланированных задач.


Проект может существовать как составная часть программы или как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории. Он представляет комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых также выделяются соответствующие ресурсы, устанавливаются определённые сроки. Проект – это разовая деятельность, которая:

  • неповторима, уникальна;
  • имеет конечную цель и промежуточные задачи;
  • производит чётко обозначенный конечный результат, который может быть оценен;
  • состоит из последовательных взаимосвязанных работ;
  • использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, информационных, временных;
  • имеет обозначенные временные рамки (дату начала и окончания работ) [5, с. 6].

Таким образом, программа – понятие более широкое, включающее в себя совокупность проектов. Сроки реализации программы – широкие, проекта – конкретные. Проект воплощён тогда, когда запланированные мероприятия выполнены к указанной дате. Результат программы – изменение состояния, влияние на ситуацию, т. е. даже её частичная реализация может оказаться успешной. Реализация программы сложнее, чем выполнение проекта, так как все поставленные в программе задачи нуждаются в координации.

 

Алгоритм разработки проектов подробно описан в книгах И. М. Сусловой и З. И. Злотниковой [9], Н. В. Жадько [1], Л. Д. Щириковой и Н. В. Яценко [10], в сборнике материалов Центральной муниципальной библиотекой им. Н. А. Некрасова г. Ижевска [4], в методических рекомендациях «Проектная деятельность в библиотечном формате: как правильно писать заявки на гранты», подготовленных Новосибирской ГОНБ и «Программно-целевая и проектная деятельность библиотек» Вологодской ОЮБ им. В. Ф. Тендрякова, размещённых на сайтах этих библиотек.


В связи с кризисом чтения в нашей стране и его последствиями в 2007 году была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения в РФ на 2007–2020 годы». Это первая программа, реализация которой должна помочь существенным образом изменить в обществе и в государственных структурах отношение к книжной, читательской культуре и стать стартом для планомерного и логически последовательного формирования и осуществления эффективной национальной политики в области поддержки и развития чтения. В Программе указывается, что успешность Национальной программы поддержки и развития чтения зависит от эффективности конкретизации и реализации её положений на уровне различных регионов России и с учётом особенностей их социокультурного развития. Также в Программе подчеркивается важнейшая роль библиотек: «Библиотеки должны использовать этот уникальный шанс снова громко заявить о себе и, будучи одним из самых продвинутых институтов инфраструктуры поддержки и развития чтения, предложить интересные проекты реализации Программы на федеральном, региональном и местном уровнях».


«Национальная программа поддержки и развития чтения» стала катализатором процессов активизации внимания к проблемам чтения в регионах, способствовала разработке и принятию региональных и муниципальных программ и концепций поддержки и развития чтения. На региональном уровне можно назвать: «Целевую программу поддержки и развития чтения Калининградской области на 2010–2014 годы», республиканскую ведомственную целевую программу «Читающая Хакасия» на 2008–2010 годы, «Концепцию поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия)», республиканскую программу «Читающий город, читающая республика, читающая страна» (Республика Алтай) и ряд других. На муниципальном уровне: Городская программа «Время читать» (г. Майкоп, Республика Адыгея), городская программа «Читающая молодежь» (г. Петрозаводск, Республика Карелия), Муниципальная целевая программа «Читающий город» (2008–2010 гг.) (г. Чебоксары, Чувашская Республика), Целевая комплексная программа развития муниципальных библиотек г. Барнаула на 2007–2010 гг. «Город – чтение», а также огромное количество программ на уровне районных муниципальных образований.


Во всех этих программах к основным институтам, составляющим инфраструктуру поддержки  развития чтения, отнесены библиотеки.


К сожалению, срок реализации многих программ к настоящему времени истёк, его не продлевают, а новые программы не принимаются. Тем не менее, работа по данному направлению ведётся, и библиотеки всех уровней активно разрабатывают собственные программы и проекты. По причине значимости данного рода деятельности в ряде центральных региональных и городских библиотек создаются отделы, специализирующиеся на разработке и реализации библиотечных программ и проектов. Подобные подразделения есть в Национальной библиотеке Удмуртской Республики и Центральной универсальной научной библиотеке им. Н. А. Некрасова Москвы (отделы культурно-просветительских проектов и программ), Приморской краевой публичной библиотеке им. А. М. Горького (Центр культурных программ), Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского Санкт-Петербурга (отдел культурных программ) и ряде других.

 

На протяжении нескольких лет президент РФ каждый год посвящает той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания. 2014-ый был Годом культуры, 2015-ый – Годом литературы, 2016-ый объявлен Годом кино. Часто библиотечные проекты по продвижению чтения приурочиваются к этим темам. Отдельные регионы России, ориентируясь на необходимость решения местных вопросов, объявляют свои темы года.


При поддержке Министерства культуры в целях популяризации книги и чтения среди детей и юношества, возрождения интереса к творчеству современного классика отечественной детской литературы В. П. Крапивина в 2016 году на территории Свердловской области реализуется областной литературно-просветительский проект «Год Владислава Крапивина в библиотеках Свердловской области». Координатором проекта является Свердловская областная библиотека для детей и юношества. Его главная цель – возрождение интереса юных уральцев к творчеству писателя и развитие творческой активности детей и подростков. Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи: продвижение творчества В. П. Крапивина посредством организации цикла мероприятий; развитие и поддержка творческой инициативы школьников через привлечение к участию в конкурсах, посвященных жизни и творчеству В. П. Крапивина; формирование профессиональной заинтересованности библиотекарей и педагогов в работе по продвижению творчества В. П. Крапивина.


Сводный план муниципальных библиотек области по реализации проекта показывает многообразие заявленных форм и методов продвижения творчества писателя. В нём, кроме таких традиционных мероприятий, как биографические часы, громкие чтения, обзоры книг, литературные часы, книжные выставки, викторины и т. п., есть инновационные формы массовой работы: квест-игры «На всех парусах» и «Мы все из страны детства»; брейн-ринги «И ветер в лицо» и «На всех парусах»; молодежный интернет-фестиваль «BookNet. Миры Владислава Крапивина»; флэшмоб, посвящённый Дню рождения В. Крапивина; интернет-акция «Мой Крапивин»; конкурс буктрейлеров по книгам Крапивина «Острова и Капитаны» в рамках Недели детской книги; мультимедийный проект «Любимые страницы книг Владислава Крапивина».

 

Остановимся подробнее на проекте «Любимые страницы книг Владислава Крапивина», инициированном Муниципальным объединением библиотек г. Екатеринбурга. Старт проекту был дан в день начала Недели детской книги. Замысел проекта сводится к следующему: в течение года известные деятели культуры, писатели, драматурги, художники, журналисты, музыканты, актёры, телеведущие, спортсмены, библиотекари и юные читатели читают свои любимые фрагменты из книг выдающегося российского детского писателя.


Медиапроект будет продолжаться весь 2016 год и доступен для зрителей на сайте Муниципального объединения библиотек города Екатеринбурга. К настоящему времени можно просмотреть видеозаписи чтения отрывков из самых известных и знаковых романов, повестей и рассказов автора, а также из малоизвестных ранних произведений писателя.


2014 год был объявлен Годом культуры в Российской Федерации. В его рамках Астраханской областной детской библиотекой был разработан проект «Книжная радуга», целью которого являлось приобщение детей к ценностям мировой культуры через пропаганду книги и чтения. Для его реализации было запланировано несколько крупных мероприятий. Особенно актуальным было сотрудничество разных культурных ведомств. Так одно из мероприятий было проведено совместно с Астраханской картинной галереей им. П. М. Догадина. Была организована интерактивная площадка с литературно-игровой программой к 215-летию А. С. Пушкина – «Читаем и рисуем книги А. С. Пушкина». Юные астраханцы приняли участие в литературной викторине, мастер-классе, занимательных конкурсах и играх по творчеству писателя.

 

Ещё одно мероприятие, при проведении которого библиотека сотрудничала с картинной галереей, – литературный час «Детская книга XIX века». В зарубежном зале музея ребята познакомились с гравюрами и редкими книгами.


В кинотеатре «Иллюзион», библиотека провела торжественное открытие Недели детской книги. Сотрудники организовали детский театрализованный праздник «Как поймать перо Жар-птицы» с выставкой, литературными играми и просмотром премьерного мультфильма [3].

 

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2014 г. № 426, 2015 год в России объявлен Годом литературы «в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению».


Библиотеки непосредственно связаны с литературой, поэтому год стал для них площадкой для реализации интересных, оригинальных проектов, ещё одной возможностью сообщить современному обществу о ценности книги, чтения, просвещения.

 

Специалисты ЦБС г. Пскова, разрабатывая собственные проекты, пытаются совмещать разнообразные технологии и инновации: событийный маркетинг, маркетинг вовлечения, краудсорсинг и т. д. Всё это является неотъемлемой частью формирования современной библиотеки, которая определена как «библиотека 3.0» и в рамках которой пользователь становится участником процесса формирования библиотечных услуг и бренда. Подтверждением тому служат проекты, разработанные и реализованные в рамках Года литературы. Проекты были объединены общей целью вовлечения и завоевания аудитории, которую социологи относят к поколению Y (поколение «игрек»), родившемуся после 1981 года и встретившему новое тысячелетие в молодом возрасте. Исследователи отмечают у них глубокую вовлечённость в цифровые технологии, значительную инфантильность, самоуверенность, завышенную самооценку. Руководствуясь этим, организаторы поставили задачу – сделать так, чтобы представителям этого поколения было интересно в муниципальных библиотеках.


Один из проектов – международная литературная инсталляция «Свои для своих». Это попытка с помощью технологии событийного маркетинга создать собственное мероприятие в рамках масштабного европейского фестиваля городов – участников Ганзейского союза Нового времени (международной неправительственной межмуниципальной организации («культурное содружество городов»), основанной в 1980 году с целью развития торговли и туризма). На сегодняшний день это единственный в России и Европе прецедент участия библиотекарей в мероприятиях Новой Ганзы, проходивших в эстонском городе Вильянди.


Была поставлена задача – вовлечь молодых пользователей библиотек Пскова в социокультурные мероприятия, направленные на повышение читательской компетентности и популяризации чтения. Инструментом этого стала литературная инсталляция под открытым небом, главная цель которой сплотить через литературу русскоговорящих посетителей Ганзейского праздника (в основном это жители Эстонии, Латвии, Литвы). Интерактивное и комфортное погружение в литературу состояло из трёх частей. Первая часть «Один город – одна история – одна книга» была посвящена книге реставратора и учёного В. Сарабьянова «Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря». Такой выбор не был случаен. Собор, основанный в XII веке, является одним из самых древних монастырей Псковской земли и Северо-Западной Руси, остаётся носителем духовного просвещения, хранителем традиций церковного искусства и книжности. Все посетители стенда получили в подарок сборник стихов Всеволода Рожнятовского, которые были написаны в стенах Мирожского монастыря, где автор 20 лет выполнял музейные обязанности хранителя храма. Под девизом «Признанные в Пскове теперь в Вильянди» во второй части мероприятия «Читательские умонастроения псковичей» были представлены результаты литературного расследования. Его респондентами были представители поколения «игрек» – читатели муниципальных библиотек Пскова. Они отвечали на вопрос: «Какую книгу современного российского автора порекомендуете нашим зарубежным соседям?» и подобрали цитаты из книг российских авторов. Русскоговорящие посетители стенда смогли узнать самые читаемые книги: Т. Толстая «Изюм», В. Пелевин «Generation П», М. Шишкин «Письмовник», З. Прилепин «Санькя», Л. Улицкая «Священный мусор», В. Сорокин «Теллурия», М. Кантор «Красный свет» и В. Токарева «Муля, ты кого привёз?». Третья часть «Пушкин в комиксах» – это попытка выстроить работу так, чтобы аудиторию привлекала возможность непосредственного участия в мероприятии. В Пушкинский день России, 6 июня, участникам Ганзейских дней предлагалось отгадать названия произведений писателя, зашифрованных в комиксах. Все вовлечённые в интерактив получили в подарок сказку Пушкина «Царь Никита и сорок его дочерей», не опубликованную при жизни поэта и дошедшую до нас только в рукописи. Благодаря иллюстратору А. Шершнёву её можно считать псковской реликвией [2].

 

Вот таким способом сотрудники Центральной городской библиотеки Пскова пытались решить одну из задач «Основ государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808: «Продвижение русского языка в мире, поддержка и содействие расширению русскоязычных сообществ в иностранных государствах, повышению интереса к русскому языку и русской культуре во всех странах мира».


2016 год объявлен Годом российского кино. Проектная деятельность библиотек в его рамках ещё продолжается и пока рано подводить итоги, но уже сейчас можно сказать, что библиотеки смогли найти немало интересных решений для того, чтобы популяризировать литературу и чтение через выразительные средства кинематографа.


В Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В. Я. Шишкова, например, был запущен проект «Смотри книгу, читай фильм: литература в кино». Проект реализуется при поддержке гранта губернатора Алтайского края в области культуры. В рамках проекта жители Барнаула и районов края смогут познакомиться с фрагментами наиболее интересных экранизаций литературных произведений: как уже ставших классикой мирового кинематографа, так и современных экранизаций. Каждое мероприятие будет сопровождаться встречей с экспертами, которые расскажут об особенностях экранизации литературного произведения и создания сценария, об отличиях экранизаций от литературных произведений. Также в рамках проекта пройдут мастер-классы по драматургии, режиссуре кино, монтажу и киносъемке.

 

Премьерное мероприятие проекта, на которое собрались студенты учебных заведений Алтайского края, деятели культуры, читатели библиотеки и любители кино было посвящено древнегреческой литературе и мифологии и их экранизациям. Презентация состояла из нескольких этапов. Артисты «Литературного театра», действующего при библиотеке, выступили с отрывком из «Одиссеи» на русском и на греческом языках. Преподаватель АлтГУ рассказала о культуре и мифах Древней Греции, а также об интерпретации мифа «Поход Аргонавтов за золотым руном» в фильме «Веселая хроника опасного путешествия». Арт-критик В. Климов высказал свое мнение о данном фильме и порекомендовал сначала читать книгу, а уже потом смотреть фильм, снятый по произведению. Далее вниманию зрителей была представлена кинематографическая версия Е. Гинзбугра: «Веселая хроника опасного путешествия» – самая неожиданная экранизация греческого мифа об аргонавтах, снятая в 1986 году. После просмотра фильма каждый участник экскурсии мог высказать свое мнение.

 

В Курганской областной юношеской библиотеке имелся некоторый опыт работы по привлечению к книге и чтению молодых людей средствами кино: в течение учебного года работал видеозал «Классная классика», в рамках летней программы чтения в подростковом клубе «Читай-компания» – видеозал «Мульти-Пульти»; в библиотечном клубе «Автограф» проводилась встреча с известным зауральским кинорежиссером А. И. Голубкиным и т. д.


В 2016 году КОЮБ активизировала свою деятельность по эстетическому воспитанию молодого поколения, по привлечению внимания юношей и девушек к лучшим российским фильмам, к лучшим образцам экранизации классических литературных произведений посредством реализации проекта «Добро пожаловать, или Посторонним вход разрешен».


Проект включает цикл интерактивных мероприятий библиотеки, проводимых в сотрудничестве с образовательными, культурными учреждениями и СМИ г. Кургана. Мероприятия проекта нацелены на то, чтобы сформировать у молодёжи устойчивый интерес к библиотеке, книге, чтению, пробуждению у молодых людей интереса к лучшим образцам классической и элитарной литературы средствами кинематографа, т. е. через зрительское восприятие.


В рамках проекта в течение года планируется проведение множества ярких мероприятий: шоу-программа «КнигоКиномания», киновечер «Великим огненным годам святую память сохраняя», день информации «Как бы мы прожили без кино», День любимого писателя «Булгаков – писатель, книги которого хочется читать и смотреть», к 125-летию М. А. Булгакова и другие.

 

К настоящему времени многие мероприятия этого проекта уже прошли. Так в марте студенты Курганского государственного педагогического колледжа побывали на литературной конкурсно-игровой программе «Книга плюс кино». Участники мероприятия вместе с ведущей вспомнили историю рождения мирового кино. С интересом посмотрели один из первых документальных короткометражных фильмов братьев Люмьер – «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Но основное внимание зрителей было обращено к российскому кинематографу. Ведущая представила суперзвезд экрана – Веру Холодную, Ивана Мозжухина, Владимира Максимова, а также фрагменты из первых фильмов: «Понизовая вольница» А. Дранкова, «Пиковая дама» Я. Протазанова, «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна. Ребята вспоминали знаменитых кумиров прошлых лет, проверяли себя в игре-тесте по сказке «Золушка», отгадывали перевернутые названия кинокартин, узнавали фильм по фрагменту в викторине «Лучшие из лучших». В заключение встречи студенты стали участниками флешмоба.


Библиотеки всегда оперативно реагируют на все знаковые события и даты. Так одна из важных знаменательных дат 2014 года – 200-летие со дня рождения великого русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова. Центральная городская библиотека г. Нижний Тагил в год 200-летия, решив расширить привычный набор знаний читателей об авторе, чье имя давно стало национальным достоянием, разработала проект «Герой вне времени».


Проект включил в себя одноименный творческий конкурс, циклы мероприятий, рассчитанные на широкий круг читателей – от школьников до пожилых людей. Было предусмотрено и участие в проекте самих библиотекарей.


В рамках проекта проходил одноименный творческий конкурс по номинациям: «Буктрейлер» (победитель С. Володина с видеороликом по сказке «Ашик-Кериб»), «Рекламные плакаты» (победитель Е. Сарана), «Поэзия» (победитель Н. Котова продолжившая поэму «Мцыри»), «Проза» (победитель И. Качков, взявшийся закончить произведение М. Лермонтова «Штосс»).

 

В конкурсе чтецов «Читаем Лермонтова», который проводила Центральная детско-юношеская библиотека, принимали участие учащиеся 5–11 классов образовательных учреждений города. А в жюри конкурса вошли: известные тагильские авторы, актер Драматического театра им. Д. Н. Мамина-Сибиряка, а также специалисты библиотеки.


А для самих сотрудников библиотеки проводилась квест-игра по творчеству М. Ю. Лермонтова. Организаторами игры стали «студенты» Университета «Библиотекарь читающий» – объединения профессионалов библиотечного дела, которые на протяжении пяти лет собираются вместе, чтобы обсудить книжные новинки, литературные течения, интересных авторов, вспомнить отечественную и зарубежную классику.


На «маршрут» вышли 34 игрока, разделившиеся на шесть команд. Для своих коллег ведущие квеста приготовили самые разные задания: с картой в руках отыскать в библиотеке шесть пунктов, выполнить задания и получить кодовое слово. Каждая площадка была посвящена определённой теме: дуэль, любовь, детство и юность, светская жизнь, путешествия, творчество. Игроки пробовали свои силы в стихосложении, угадывали, что лежит в «чёрном ящике», вспоминали имена возлюбленных поэта и многое другое.


Проект «Герой вне времени» стал победителем областного конкурса, объявленного универсальной научной библиотекой им. В. Г. Белинского и министерством культуры, «На лучшую работу, посвященную творчеству М. Ю. Лермонтова», в номинации «Проекты».

 

В год празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Курганская областная юношеская библиотека разработала и реализовала программу «Живет Победа в поколениях», представляющую собой комплекс мероприятий, призванных содействовать решению основных целей и задач в области патриотического воспитания зауральской молодежи.

 

Партнерами библиотеки по реализации проекта являлись Курганская городская общественная организация ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Курганская региональная организация общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана», образовательные учреждения г. Кургана, молодёжные общественные организации, средства массовой информации.


В рамках программы прошло немало мероприятий, каждое из которых являлось важным для поколения, не знавшего войны.


В мае был проведен месячник военной книги «Ваша Победа в наших сердцах». В библиотеке работали выставка литературы «Память нужна живым» и художественно-литературная экспозиция «Войны священные страницы навеки в памяти людской». В предпраздничные майские дни КОЮБ провела молодежную гражданско-патриотическую акцию «Мы помним!», посвященную 70-летию Победы. В рамках акции на площадке у входа в библиотеку состоялся флешмоб «Бессмертный книжный полк», участие в котором приняли курганские школьники и студенты.


Русская литература всегда выступала как хранитель памяти поколений. Многие советские писатели ушли на фронт и многие из них не вернулись. В год 70-летия Великой Победы был издан рекомендательный список литературы «Война стучит в сердца», включивший 70 лучших книг о Великой Отечественной войне: Б. Васильев «В списках не значился», Е. Ильина «Четвертая высота», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», А. Фадеев «Молодая гвардия», М. Шолохов «Судьба человека» и другие произведения.


Держа эти книги в руках, участники флешмоба выстроились в шеренгу перед крыльцом юношеской библиотеки. Прозвучали названия знаменитых произведений, рассказывающих о том, какой ценой была завоевана Победа. Читались стихи Н. Доризо, Ю. Друниной, К. Симонова и других поэтов о Великой Отечественной войне. Участники флешмоба «Бессмертный книжный полк» все вместе подняли книги и хором проскандировали «Мы помним! Мы гордимся!».

 

Мероприятие продолжилось в читальном зале библиотеки, где учащиеся гимназии показали фрагмент из спектакля по повести Б. Васильева «Завтра была война».

 

Библиотекам, разрабатывающим проекты, нацеленные на продвижение чтения, необходимо помнить о том, что существуют всевозможные конкурсы проектов. Сегодня в России функционирует различные фонды и иные благотворительные организации, поддерживающие библиотечные проекты. Например, частный благотворительный Фонд М. Прохорова, учреждённый в 2004 году, с целью системной поддержки культуры российских регионов, их интеграции в общемировое культурное пространство, повышения интеллектуального уровня и творческого потенциала местных сообществ. Фонд проводит открытый благотворительный конкурс на финансирование социокультурных проектов библиотек «Новая роль библиотек в образовании». В 2012 году экспертный Совет Фонда М. Прохорова поддержал и профинансировал Целевую программу по развитию чтения «Старичок добрячок и его рюкзачок» ЦБС г. Воронежа. Программа реализовывалась в 2013 г. Разработала её библиотека им. В. А. Добрякова ЦБС г. Воронежа. Идея проекта состояла в следующем: библиотека носит имя известного воронежского детского писателя В. А. Добрякова. Специально придуманный сказочный персонаж («Старичок-добрячок») в течение года с рюкзачком, наполненным книгами, путешествовал по городам и сёлам Воронежской области. В каждой запланированной остановке оставлялся рюкзачок с книгами и с творческими заданиями для детей на определённый срок. Всего за отчётный период прошло 10 поездок, в ходе которых авторы проекта встречались с учащимися местных школ, их учителями и родителями, работниками местных библиотек. По результатам проекта была издана книга лучших детских работ.


С 1 декабря 2014 г. по 31 августа 2015 г. проходил Всероссийский конкурс проектов библиотек и культурных учреждений России «Пространство Библио», объявленный Фондом О. Дерипаска в партнерстве с журналом «Русский Репортер». Среди номинаций конкурса – «Читальный зал». Здесь рассматривались проекты, направленные на развитие и стимулирование любви к чтению: создание читательских клубов, организация встреч с писателями, драматургами и пр.; проекты, направленные на повышение доступности новых, интересных книг для чтения для всех категорий населения.

 

Одним из победителей конкурса стал проект «Живая классика» Калининградской ЦБС. Центральная городская библиотека им. А. П. Чехова на реализацию проекта «Живая классика» получила грант в размере более 700 тысяч рублей. Проект реализовывался в 2015 году.

 

Цели проекта: инициирование и стимулирование интереса жителей города и области (молодёжи) к чтению русской и зарубежной классической литературы, а также осуществление равного доступа к мероприятиям проекта по популяризации классики для жителей города и области. Для его осуществления были задействованы различные культурные учреждения, библиотеки города и области, школы. Программа проекта состояла из 2-х блоков: традиционного – «Диалоги о сокровенном» и инновационного – «Нескучная классика».


Традиционный блок «Диалоги о сокровенном» – это интеллектуальные десанты в школы и библиотеки, предусматривающие организацию встреч школьников с видными представителями культурного сообщества города Калининграда: писателями, поэтами, деятелями образования, культуры и искусства. Цель – освоение текстов классики через единство формы и содержания, а также стимулирование интереса к чтению русской и зарубежной литературы. Мероприятия традиционного блока проекта: семинары «...Из пламя и света рожденное слово. М. Ю. Лермонтов» с участием калининградского писателя, сопредседателя Союза российских писателей О. Глушкина; «Иосиф Бродский: поэзия будущего», посвящённый 75-летию со дня рождения поэта; «О Пушкине», на котором обсуждались основные особенности лирики поэта.


В рамках реализации проекта «Живая классика» не только продвигалась русская и зарубежная классическая литература, но и популяризировалось творчество калининградских авторов. Состоялись встречи с известным поэтом и прозаиком Б. Бартфельдом «Новое в стихах и прозе», известным калининградским писателем Олегом Глушкиным «Причалы судьбы»; презентация книг «Спрятанный город» Тамары Тихоновой, «Предатели» и «Мне четырнадцать уже два года» Ирины Костевич, «Веселое чаепитие» Альберта Тайникова.


Инновационный блок «Нескучная классика» предусматривал театральные показы по литературным произведениям русских классиков и форум-спектакли по пьесам А. П. Чехова. Такие форум-театры можно назвать новым театральным методом для школ, библиотек и театров, задумывающихся о привлечении нового читателя и зрителя, ищущих новые способы актуализации классики, повышения интереса к ней подрастающего поколения. Были показаны и обсуждались фрагменты спектакля, поставленного по пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад», инсценировка повести «Гробовщик» А. С. Пушкина; фрагменты спектакля по комедии И. А. Крылов «Модная лавка» и другие.


Третий год подряд Российская библиотечная ассоциация выступает учредителем номинации «Чтение XXI века. Лучшие проекты муниципальных библиотек по продвижению книги и чтения» в рамках открытого конкурс профессионального мастерства «Ревизор», организуемый Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Российским книжным союзом и журналом «Книжная индустрия».


В 2015 г. лучшим стал городской проект «Литературные сезоны» Чувашской республики, реализованный Центральной библиотекой им. Ю. Гагарина, посвящённый Году литературы в России и Году К. Иванова в Чувашии. Его цель – познакомить жителей города с наиболее интересными явлениями в современной литературе. Литературные сезоны включали в себя сезон чувашской книги, сезон марийской книги, сезон татарской книги и сезон российской книги. В рамках сезонов проводились литературные чтения, встречи с писателями, презентации книг, творческие лаборатории по краеведению для библиотечных специалистов, круглые столы для книгоиздателей, библиотечных специалистов и краеведов, выставки литературы.

 

Программно-проектная деятельность библиотек позволяет осваивать наиболее перспективные направления, стать доступным центром общения для населения. Работа библиотек по программам и проектам позволяет им целенаправленно вести работу по различным направлениям, в том числе, по продвижению чтения и книги, во взаимодействии с различными заинтересованными организациями – социальными партнерами.


Программно-проектная деятельность библиотек в современных условиях может рассматриваться как эффективный механизм развития творческой активности библиотечного сообщества, совершенствования форм и методов социального партнерства и привлечения новых источников финансовых средств для развития библиотек.


Там, где библиотеки вдумчиво и творчески подходят к разработке библиотечных программ и проектов, там есть и реальные результаты. А у библиотекарей появляется возможность проводить свои мероприятия, оказывать библиотечные услуги населению более качественно, с привлечением современных технологий и ресурсов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Жадько, Н. В. Проектное развитие библиотек / Н. В. Жадько. – Москва : Елена, 2000. – 96 с.
  2. Королёва, И. С. Игры и вовлечение: как библиотечные мероприятия отвечают настроению читателей / И. С. Королёва // Библиотечное дело. – 2015. – № 21. – С. 26–29.
  3. Макарьева, М. От Года культуры к Году литературы : опыт работы Астраханской областной детской библиотеки / М. Макарьева // Библиотечное дело. – 2015. – № 1. – С. 28–30.
  4. НИР в муниципальной библиотеке : сб. материалов / Муницип. учреждение Централиз. библ. система, Центр. муницип. б-ка им. Н. А. Некрасова, Науч.-метод. отд., Сектор науч.-исслед. работы ; [сост.: И. И. Соловьева, Т. В. Артемьева]. – Ижевск : [б. и.]. – Вып. 6 : Проектная деятельность в библиотеке. – 2004. – 24 с.
  5. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек: методические рекомендации [Электронный ресурс] / сост. Е. Е. Чекушкина ; ред. Л. А. Молчанова ; БУК ВО «Вологодская областная юношеская библиотека им. В. Ф. Тендрякова», Инновационно-методический отдел. – Вологда: ВОЮБ, 2014. – 50 с. – Режим доступа: http://library35.tendryakovka.ru/wp-content/uploads/2014/03/proekti_2014.pdf
  6. Проектная деятельность в библиотечном формате: как правильно писать заявки на гранты : метод. рекомендации [Электронный ресурс] / Новосиб. гос. обл. науч. б-ка ; сост. И. М. Хвостенко ; отв. за выпуск С. А. Тарасова. – Новосибирск : Изд-во НГОНБ, 2014. – 62 с. – Режим доступа: http://www.ngonb.ru/activities/librarianship/izdaniya-i-publikatsii-nauchno-metodicheskogo-otdela/2014/
  7. Проектный менеджмент. Требования к управлению программой : ГОСТ Р 54871–2011. – Введ. 22.12.2011 г. № 1584-ст / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. – Москва : Стандартинформ, 2011. – 12 с.
  8. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом : ГОСТ Р 54869–2011. – Введ. 22.12.2011 г. № 1582-ст / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. – Москва : Стандартинформ, 2011. – 10 с.
  9. Суслова, И. М. Проектная деятельность библиотек : научно-практическое пособие / И. М. Суслова, З. И. Злотникова. – Москва : Фаир-Пресс : ГРАНД, 2005. – 174 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).
  10. Щирикова, Л. Д. Социально-ориентированная проектная деятельность в библиотеке : научно-практическое пособие / Л. Д. Щирикова, Н. В. Яценко. – Москва : Литера, 2010. – 96 с.

Составитель:
главный библиограф отдела информационно-
библиографического обслуживания О. Г. Колесникова

Яндекс.Метрика

Возник вопрос?

Будем рады вам помочь
Подробнее

Позвонить
Написать

Skype: unatlib.org.ru