Версия для слабовидящих

Поиск новых подходов к профориентационной работе: опыт библиотек России

Выбор профессии – один из серьезнейших шагов, стоящих перед каждым молодым человеком. От того, отвечает ли выбранная профессия его интересам и способностям, является ли востребованной на рынке труда, дает ли возможности для карьерного роста, зависит вся дальнейшая жизнь.

 

Вопросам профориентации и профадаптации молодежи уделяется внимание на государственном уровне. В апреле 2015 года Министерство образования и науки, Министерство труда РФ и Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь» приступили к созданию концепции профориентации молодежи до 2025 года. В целях повышения информированности населения о реальных потребностях рынка труда, поднятия престижа рабочих и инженерных профессий, наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся общеобразовательных организаций в профессиональном самоопределении, восстановления системной профориентационной работы многие регионы разрабатывают свои Концепции развития системы профессиональной ориентации молодежи (Саратовская область, Вологодская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Иркутская область, Тамбовская область).

 

Главной проблемой для старшеклассников при выборе профессии зачастую является плохая информированность о том, какие профессии существуют, чем конкретно занимаются представители той или иной профессии и какие требования предъявляются к специалистам разных профессий. Решить эту проблему поможет профориентационная работа специалистов разного профиля: педагогов, психологов, социологов, физиологов, врачей. Свой вклад в это дело вносят и специалисты российских библиотек.

 

Профориентационная работа состоит из нескольких компонентов:

  • профессиональная информация – подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;
  • профессиональное просвещение – ознакомление с миром профессий, их содержанием;
  • профконсультация – помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии;
  • профдиагностика – изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека для установления степени соответствия нанимающегося работника возлагаемым на него трудовым функциям;
  • профессиональный отбор – установление психологических особенностей человека, его подготовленности к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;
  • профессиональная адаптация – активный процесс приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

 

Особенность библиотеки как профориентационного учреждения состоит в том, что профориентация ведется главным образом через источники информации, прежде всего книги, периодическую печать. Задача библиотек – повысить информационную культуру и грамотность молодежи, научить их умению пользоваться информацией, чтобы правильно ориентироваться в многообразии мира профессий. Сегодня многие библиотеки используют весь спектр форм и методов работы по данному направлению: беседы, лекции, информационные часы, книжные выставки, наглядные формы, компьютерное тестирование, групповое и индивидуальное консультирование, профориентационные игры, презентации профессий, диспуты, мастер-классы и т. п.


В 2013 году в Самарской областной юношеской библиотеке был открыт Центр социализации и адаптации молодежи. Одна из задач центра – оказание помощи молодежи в выборе профессии. Данное структурное подразделение библиотеки тесно сотрудничает с Центром занятости населения городского округа, школами, техникумами и вузами, центрами реабилитации для детей и подростков. На протяжении двух последних лет в библиотеке проводятся «Неделя мастер-классов» и «Недели профориентации». Так, «Неделю профориентации», проходившую в марте 2016 года, посетило около тысячи подростков. Все они прошли профориентационное тестирование, приняли участие в специальных играх, которые помогают расширить представления о различных профессиях. На площадках проекта было представлено более десятка самарских колледжей и вузов, на их мастер-классах побывали свыше восьмисот школьников. Каждый из потенциальных абитуриентов смог выбрать направление деятельности, которое через несколько лет, возможно, станет его профессией. Теодолиты и другие строительные приборы, шприцы, перевязки и медицинские муляжи, сварочные аппараты и сверхсовременные станки, кулинарные принадлежности, живописные корзины с фруктами и овощами, программы компьютерного моделирование – вот лишь некоторые предметы, благодаря которым юные участники проекта смогли наглядно визуализировать каждую из представленных профессий.


Помочь расширить представления молодежи о различных профессиях во время проведения «Недели профориентации» позволяет обсуждение «Атласа новых профессий», составленного Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив.


В связи с большой востребованностью профориентационных услуг Самарская ОЮБ совместно с Центром профессионального образования Самарской области подготовили и реализуют долгосрочный проект по обучению волонетров-профориентаторов. Была создана «Школа ВРУнов». Аббревиатура расшифровывается как «Выбор. Работа. Успех». Основная цель проекта  помочь подросткам с профессиональным самоопределением силами сверстников, используя принцип «равный – равному». Прошли уже два цикла занятий по 3 месяца. В Школе занимались 36 студентов колледжей, многие из них уже успели применить свои знания на практике. Практика работы «Школа ВРУнов (Выбор – Работа – Успех)» Самарской ОЮБ наглядно показывает: волонтеры способны оказать помощь подросткам в расширении представлений о самых разных профессиях, возможностях планирования своего профессионального пути.

 

В сентябре 2016 г. на сайте Российской государственной библиотеки для молодежи прошел вебинар «Вопросы профессионального самоопределения молодёжи «Выбор. Работа. Успех», ведущей которого была психолог Самарская ОЮБ Галина Сорокина. С записью данного мероприятия можно ознакомиться на сайте библиотеки.


Аналогичная работа по развитию профориентационного волонтерского движения проводится в Курганской областной юношеской библиотеке. В 2011 году специалистами КОЮБ разработан проект «Профессиональное самоопределение молодежи и волонтерство: встречное движение», уникальность которого состоит в широком привлечении студентов высших и средне-специальных учебных заведений в качестве волонтеров при оказании помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении.


На организационном этапе был разработан план основных мероприятий проекта, заключено соглашение о сотрудничестве с КОЮБ по реализации проекта, составлено и распространено письмо для руководителей образовательных учреждений с целью содействия в реализации проф-проекта, организовано совещание специалистов КОЮБ с руководителями волонтерских отрядов, агитбригад по профориентации из различных учебных заведений, определены площадки профориентационной работы волонтеров: школы г. Кургана, КОЮБ, Курганский Дом молодежи, открытые городские площадки. В КОЮБ создан профориентационный клуб «Выбор», в котором проводятся интересные встречи и тренинги для старшеклассников по профессиональному самоопределению. В разделе «Профориентация» на сайте КОЮБ постоянно обновляется информация о профессиях, учебных заведениях Курганской области, интернет-ресурсах, книгах и мероприятиях по профориентации. Статистика сайта по тематике запросов за день подтверждает их востребованность. В ежедневном рейтинге самых популярных страниц сайта эти ресурсы стабильно занимает вторую или третью позицию.


Реализация проекта началась в 2012 году. В рамках проекта были проведены собеседования с кандидатами в волонтеры, организованы обучающие семинары и тренинги по профориентации молодежи и межличностному общению для участников волонтерского движения на базе КОЮБ с привлечением штатного психолога и специалистов Центра занятости населения г. Кургана. После обучения волонтеры были готовы сами проводить мероприятия по профориентации для своих ровесников, помогая им в самоопределении и в выборе профессии [1 ].


В г. Чебоксары в рамках Года человека труда (2016 год) реализуется проект «Атлас новых профессий: профориентация в области перспективных профессий будущего для детей среднего и старшего школьного возраста». Проект разработан библиотекой им. Л. Кассиля ЦБС г. Чебоксары. Основные цели проекта – оказание помощи школьникам в осознанном выборе будущей профессии, используя разработки Московской школы управления «Сколково»; ознакомление с наиболее востребованными в стране сферами занятости в перспективе до 2030 года; информирование о новых профессиях.


Работа библиотек по данному проекту ведется в координации с центром профориентации «Призвание» Центра занятости населения города, Госслужбы занятости Чувашии и при поддержке администрации г. Чебоксары. В рамках проекта запланировано проведение форсайт-занятий (форсайт – технология позволяющая участникам совместно создать прогноз развития отрасли, региона или страны и на основе этого прогноза договориться о действиях по достижению желаемого будущего), где школьникам среднего звена предоставят базовые сведения о различных видах профессиональной деятельности. Также запланированы тестирования, тренинги и обучающие игры.


2 февраля 2016 года в библиотеке им. Л. Кассиля состоялось вводное занятие с учениками 6 класса одной из школ города. Был проведен опрос по методике «Карта интересов» А. Е. Голомштока, помогающей узнать, какие интересы наиболее выражены и какую профессию лучше выбрать. Диагностика познавательных интересов имеет существенное значение в практике профконсультации.


Отдельные библиотеки выстраивают работу по профориентации в рамках клубов.

 

Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, так как он еще не готов осознать в полной мере все стороны своей будущей жизни. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Для этого требуется активизация работы по профессиональной ориентации. Учитывая это, в Кировской областной библиотеке для детей и юношества им. А. С. Грина создали клуб «В поисках будущего» http://bibliotekagrina.ru/futuresearch.html.


Программа клуба по профориентации «В поисках будущего» предполагала изучение внутреннего мира подростка, его личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр. Составлена программа с учетом возрастных особенностей, расчитана на подростков образовательных учреждений города в возрасте от 12 лет до 15 лет. Реализовывалась в течение 2 лет (2014–2015 гг.). Использовались разнообразные формы занятий: беседы, встречи с представителями различных профессий и учебных заведений, экскурсии на предприятия, психодиагностические процедуры, ролевые игры. Например, одно из занятий клуба было посвящено знакомству школьников с типом профессий «Человек – Знаковая система».


Как правило, все учебные заведения имеют собственные сайты, на которых размещается информация по вопросам обучения в них. Чтобы помочь старшекласснику быстро найти эту информацию библиотеки на своих сайтах создают страницы профориентации. Так, Курская областная библиотека для детей и юношества в разделе «Молодежный квартал»дает ссылки на перечень учебных заведений г. Курска и ВУЗов России, предлагает полистать справочник профессий.


Ставрапольская краевая библиотека для молодежи разработала виртуальный проект «О профессии и карьере», результатом которого стал электронный ресурс, состоящий из следующих разделов:

  • Виртуальная выставка «Карьерные ориентации» ;
  • Ярмарка профессий (перечень сайтов которые помогут молодежи определиться в сложном мире профессиональной деятельности);
  • Вы собираетесь поступать? (список ВУЗов, СУЗов, факультеты, дни открытых дверей, дополнительное образование, второе высшее образование, дистанционное образование);
  • Хотите удачно построить карьеру? (как составить резюме, пройти собеседование, способы повышения квалификации (мастер-классы, тренинги, вакансии для студентов);
  • Какая профессия Вам подходит? (перечень компьютерных диагностических систем);
  • Наши ресурсы (книги и периодические издания по профориентации молодежи).

Библиотечно-информационный юношеский центр им. В. Ф. Тендрякова Вологодской областной универсальной научной библиотеки ведет на своем сайте раздел «Будущему профессионалу, или Территория карьеры». Раздел состоит из нескольких рубрик, например, в рубрике «Как стать профессионалом?» можно найти практические советы по этому вопросу; рубрика «Путешествие в профессию» на сегодняшний день представляет сведения о двух профессиях – повар/кондитер и водитель. в рубрике есть профессиограммы (описания структуры и особенностей профессиональной деятельности, а также социально-экономических, производственно-технических и психофизиологических условий и требований, предъявляемых самой профессией к человеку) профессий, и, что особенно ценно, – перечень профессиональных учебных заведениий, в которых можно получить профессию «повар» или специальность «повар-кондитер» и «водитель». На отечественном рынке труда появляется множество профессий, о которых прежде мы даже не подозревали. Рубрика «По труду и честь: о профессиях, новые профессии» поможет узнать кто такой андеррайтер, байер, бастер, девелопер и т. д., в чем заключается суть этих и других новых профессий.


Интересную форму мероприятий придумали в Центральной городской библиотеке для детей и юношества г. Новоуральска (Свердловская область) – информационное ток-шоу «Моя профессия». Участниками ток-шоу стали старшеклассники, стоящие перед выбором профессии. На мероприятии они смогли узнать и о новых профессиях, их востребованности на рынке труда. Студенты вузов и техникумов, также присутствовавшие на ток-шоу, рассказывали о выбранных ими специальностях, а преподаватели вузов и техникумов познакомили со специальностями, которые можно получить в стенах их учебных заведений, требованиями, предъявляемыми к абитуриентам на вступительных экзаменах.


Немалый опыт профориентационной работы накоплен и в библиотеках Удмуртской Республики. Так, Республиканская библиотека для детей и юношества проводит цикл мероприятий «Путь к успеху». Цель данных встреч – объективно и доступно познакомить старшеклассников с миром различных профессий, обсуждать вопросы получения профессионального образования. Прошли встречи:

  • «Властелины сцены» – профессия – артист. О своей профессии и призвании рассказали актер Государственного театра кукол Удмуртской Республики А. Г. Мустаев, композитор, музыковед Удмуртской Республики Ю. Л. Толкач, экс-министр культуры Удмуртской Республики А. Т. Христофоров;
  • «Все дороги ведут в банк» – профессия – банковский служащий;
  • «Профессия на века» – профессия – инженер-механик.

Активно в работе библиотеки по профориентации используются выставочные формы. Была организована большая книжная выставка-просмотр «Вам, будущим профи: профессии сегодняшнего дня».

 

В центральной городской библиотеке г. Воткинска уже традицией стали ежегодные конференции профессий, в которых принимают участие старшеклассники школ города. В 2015 году в рамках Года литературы прошла конференция профессий «Книжный творец», где были представлены будущим выпускникам такие профессии, как писатель, издатель, редактор, корректор, художник, верстальщик и печатник. С содержательными докладами о профессиях выступили учащиеся школ. Каждый доклад сопровождался видеопрезентацией. О профессии журналиста рассказал гость конференции – сотрудник газеты «Трудовая вахта» и заводского радио И. А. Гуменников. Конференция прошла в деловой и творческой обстановке. Старшеклассники получили не только представление о профессиях, но и информацию о том, какие учебные заведения готовят специалистов для данной отрасли.


Особенно значительна роль библиотек в оказании профориентационной помощи молодым в районных центрах и сельской местности. Там библиотека зачастую единственное место, где можно получить необходимые сведения. Так, Балезинская районная библиотека ежегодно составляется «План проведения мероприятий по профориентации среди обучающихся образовательных учреждений в Балезинском районе», который утверждается Главой Администрации района. В 2015 году Балезинской районной библиотекой, Центром занятости населения и Управлением образования проведен районный конкурс творческих работ «Выбор профессии – выбор пути». Большую профориентационную работу проводят и сельские библиотеки Удмуртской Республики. В Карсовайской сельской библиотеке прошла ярмарка профессий «Выбери работу по душе», для учащихся школы, с целью помочь сделать правильный выбор в жизни, определить сферу деятельности, в которой они успешно могли бы трудиться в будущем. Была подготовлена выставка-просмотр книг, буклетов и справочной литературы, призванной помочь выпускнику в выборе профессии. Специалисты рассказали учащимся о профессиях, которые в ближайшие годы будут наиболее актуальными на рынке труда. Дана информация об учебных заведениях, где можно получить упомянутые профессии. В подарок ребята получили памятки «Полезные советы будущему абитуриенту». Интересно и увлекательно прошла игра по профориентации «Детективное агентство ШЛЯПА». Старшеклассники узнали о профессии юриста, следователя и полицейского. В игровой части участникам понравилось узнавать преступников по уликам, решать различные головоломки, угадывать звуки. Были задания на внимательность и дедукцию. В Поселковой сельской библиотеке прошел профориентационный час для учащихся школы «В какой профессии бросить якорь, или Охота на работу». Была предложена игра с элементами тестирования на определение профессионального приоритета. В завершении проведено оценочное тестирование мероприятия. Сергинская сельская библиотека провела встречу для старшеклассников с участковым «Знакомьтесь – профессионал», который более 10 лет работает в органах полиции. Он рассказал о своей работе, ее особенностях, плюсах и минусах этой профессии, какими качествами – профессиональными и личными – должны обладать сотрудники полиции. Библиотекари познакомили старшеклассников с учебными заведениями, где можно получить эту профессию. Ребята задавали участковому вопросы, участвовали в обсуждении жизненных ситуаций, как бы они поступили, не нарушая закон, опираясь на права ребенка.


В некоторых регионах России с целью повышения профессиональной и творческой активности библиотекарей в подготовке молодых людей к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества проводятся смотры-конкурсы. Так, в 2009 году по инициативе Томской областной детско-юношеской библиотеки при поддержке Департамента по культуре Томской области был проведен областной смотр-конкурс профориентационной работы библиотек «Выбор профессии – выбор будущего». Весь год в библиотеках шла активная работа по поиску новых форм профориентационной деятельности в тесном взаимодействии с центрами занятости населения, школами, профтехучилищами, филиалами вузов и техникумов, расположенными в районных центрах и городах области. На конкурс поступили работы из всех районов, а также городов Томской области. Работы оценивались по следующим номинациям:

  • Лучшая библиотека – профориентатор
  • Лучший библиотекарь – профориентатор
  • Профориентация в библиотеке: поиск новых форм
  • Окно в мир профессий
  • Инициатива. Творчество. Поиск
  • Профориентация через призму краеведения.

Лучший опыт по профориентационной работе и профадаптации молодежи отражен в сборнике материалов «Выбор профессии-выбор будущего».


Проанализировав профессиональную периодику и сайты российских библиотек, можно с уверенностью сказать, что сегодня процесс выбора профессии у молодежи приобрел другую направленность. Важным моментом становится объединение интересов и желаний личности с востребованностью на рынке профессий, возможностью получения образования, наличием дальнейших перспектив продвижения. Учитывая этот фактор, библиотеки используют в своей работе все новые и новые формы работы, тесно сотрудничая со школами, средними специальными и высшими учебными заведениями, центрами занятости и предприятиями городов и населенных пунктов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акимова, С. А. Проект «Профессиональное самоопределение молодежи и волонтерство: встречное движение» [Электронный ресурс] / С. А. Акимова. – Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/lib_activity/practice/kurgan_2.php
  2. В будущее с уверенностью: методико-библиографическое пособие / МБУК «ЦБС» Центральная районная библиотека; методико-библиографический отдел ; сост. Н. А. Верютина ; отв. за вып. О. В. Бондарева. – Бирюч: ЦРБ, 2013. – 52 с.
  3. Выбор профессии – выбор будущего: сборник материалов по итогам областного смотра-конкурса профориентационной работы библиотек / Томская обл. дет.-юнош. б-ка ; сост. Корешкова Л. Д. – Томск, 2010. – 77 с.
  4. Выбор профессии – выбор будущего: список литературы в помощь профориентационной работе библиотек / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия; [сост.: Л. А. Васильева]. – Петрозаводск, Детско-юношеская библиотека Республики Карелия, 2011. – 13 с.
  5. Иванова, Н. не с бухты-барахты готовят в Чувашии ребят к будущей профессии: помощь молодым – в тесном союзе с училищем / Н. Иванова // Библиотека. – 2014. – № 1. – С. 28–31.
  6. Кашкаров, А. Мастерские среди стеллажей: моделируем и программируем сами, или что такое мейкерспейс / А. Кашкаров // Библиотека. – 2016. – № 3. – С. 14–16.
  7. Кельдышева, Н. Первый шаг в будущее: помощь школьникам в профориентации / Н. Кельдышева // Библиополе. – 2015. – № 2. – С. 19–21.
  8. Корешкова Л. Выбирая профессию – выбираем будущее // Библиотека. – 2010. – № 2. – С. 9–11.
  9. Профориентационная работа в условиях публичной библиотеки / ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»; научно-методический центр ; сост. Н. А. Ветрова. – Рязань, 2013. – 17 с.

Составитель:
гл. библиограф отдела

информационно-
библиографического обслуживания
О. Н. Горева

 

Яндекс.Метрика

Возник вопрос?

Будем рады вам помочь
Подробнее

Позвонить
Написать

Skype: unatlib.org.ru