Версия для слабовидящих

Инновационные формы массовой работы библиотек

В настоящее время библиотечным профессиональным сообществом осознано, что перспективы успешного развития есть только у библиотек, избирающих инновационный путь.

 

Инновация в библиотечном деле – это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы норм, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень.


Инновационная деятельность может быть направлена как на получение нового (в нашем случае библиотечно-информационного) продукта, так и на внедрение новых эффективных технологий работы.

 

Инновация в библиотеке присутствует практически во всех направлениях её деятельности, в том числе в массовой работе, которая предполагает совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей. К основным формам массовой работы относятся: наглядные (книжные выставки, просмотры, рекламная деятельность); устные (обзоры, тематические вечера, диспуты и т. д.); комплексные (день открытых дверей, неделя (декада) книги, ток-шоу и т. д.).


Для массовой работы российских библиотек прошлых лет были характерны некоторые недостатки, приведшие к падению её привлекательности: излишняя идеологизация; трудности привлечения читателей; отсутствие у библиотечных работников креативных, коммуникативных способностей, необходимых именно для этого вида деятельности; ограниченность методов массовой работы, которая объяснялась необходимостью получения одобрения вышестоящих организаций, в результате чего, библиотекам проще было работать по шаблону, используя традиционные приемы [4, с. 9].


Сейчас появились современные термины, заменяющие или включающие в себя понятие «массовая работа». В профессиональной библиотечной литературе широкое распространение получил термин «социокультурная деятельность». Это не случайно, так как современная ситуация в обществе, вызванная изменениями политического и социального характера, поставила библиотеки перед необходимостью переосмысления своего назначение, определения новых целей и задач деятельности, пересмотра своей роли и места в жизни общества. Библиотеки теперь выступают как полифункциональные учреждения, вынужденные находить и занимать социокультурные ниши на досуговом рынке и брать на себя функции, свойственные другим культурно-просветительным и воспитательным учреждениям. Библиотекам приходится предлагать новые услуги и повышать качество традиционных услуг, осваивать непривычные формы деятельности. При этом отличительной особенностью библиотек от других учреждений культуры является то, что досуговая деятельность в них понимается не только как развлекательная, но и как просветительская.


Тем не менее, термин «массовая работа» продолжает использоваться в библиотечной практике, наполняется новым содержанием конкретных мероприятий, соответствующих задачам библиотек. Энергично реагируя на потребности, учитывая интересы пользователей, библиотекари внедряют новые формы массовой работы.


Из инноваций в массовой работе последних лет можно выделить интерактивные методы. Интерактивность («inter» – взаимный, «act» – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-либо.


Практика показывает, что знания, преподнесенные человеку в готовом виде, усваиваются на 50-60 %, а то, в чём он принимал непосредственное участие – на 90 %. Так, например, использование только монологовых форм в проведении массовых мероприятий для детей, часто приводит к тому, что им бывает скучно, так как они не имеют возможности реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Именно интерактивные методы помогают не только сформировать у детей определённый набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно использовать творческий потенциал участников мероприятий, придают мероприятиям живой, неформальный характер, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы.


В библиотеках большой популярность пользуются игровые интерактивные технологии, когда в мероприятия вносится элемент игры. Особенно это касается массового обслуживания детей. Насыщенными игровыми элементами могут быть литературные игры: викторины, путешествия, конкурсы, игры по сценариям известных телеигр (брейн-ринги, КВНы), аукционы, лото и т. д. Все перечисленные формы включают творческие задания, обучающие и образовательные игры, вопросы-размышления. Главное условие – участники должны не только закрепить старый изученный материал, но и узнать что-то новое. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания»).


В Нижегородской ГОДБ создана и действует Студия цифрового чтения, в работе которой используются игровые технологии. Например, книга французской писательницы и иллюстратора Франсуазы Буше «Я люблю слова» вдохновила сотрудников библиотеки на создание лингвистической игры, состоящей из нескольких заданий:

  • подобрать слова или выражения по категориям: «ласковые слова сочувствия и поддержки», «слова, которые могут рассмешить», «слова, от которых блестят глаза»;
  • задание под названием «Ням-ням» – подбор и заполнение многослойного «пирога» любимыми словами. У каждого участника получился свой набор любимых слов, но главные из них повторялись: мама, радость, мир, семья, природа, игры, книги;
  • задание «Слова и идеи», нацеленное на то, чтобы вызвать у ребят смысловую ассоциацию на определенные слова. Участникам предлагалось не задумываясь записать, с чем у них ассоциируются слова: море, воскресенье, небо, 1 сентября, ночь;
  • творческое задание – создание самой маленькой библиотеки в мире. Для его выполнения участникам был предоставлен бумажный контур будущего «здания», на основе которого они сами создавали дизайн и оформление библиотеки. После того как образ «библиотеки» был оформлен, участники выклеивали макет;
  • задания по созданию своей первой книги, когда участники игры сами выбирали формат, оформляли обложку, иллюстрации и сочиняли свою историю. Главное условие – начать или закончить свою историю с определенных слов или фраз, например, начать историю с выражения «Жил-был голубой слон, который умирал от голода...» или закончить фразой «...и тогда он купил попугая». Все созданные книги ребята демонстрировали друг другу, а желающие декламировали свои истории [8].


В последнее время в библиотеках популярностью пользуется квесты («quest» – поиск) – разновидность игры по запланированному сюжету для команд из нескольких человек в специально подготовленном помещении.


Подобная форма активно используется в Архангельской ОНБ им. Н. А. Добролюбова. К участию в квесте приглашаются учащиеся школ и студенты средних специальных учебных заведений Архангельска. Формируются команды – от 4 до 6 человек. Посредством жеребьёвки разыгрываются индивидуальные для каждой команды маршрутные листы с обозначением остановок. Квест предполагает прохождение всех этапов в порядке, указанном в маршрутном листе. По времени он длится не более одного часа. На каждой остановке команды отвечают на вопросы или выполняют творческие задания.


К юбилею Ф. М. Достоевского в библиотеке проводилась литературная интеллектуальная игра-квест «Путешествие с гением». Команды выполняли задания в разных отделах библиотеки: в отделе литературы по искусству (пример задания: назвать последнюю театральную роль В. Высоцкого на сцене Театра на Таганке по произведению Ф. М. Достоевского); в Центре международных информационных ресурсов (пример задания: определить языки, на которых изданы произведения писателя и перевести их названия на русский язык); в Центральной справочной службе (пример задания: с помощью электронного каталога ответьте на вопрос: «Кто автор книги “Достоевский и русский психологический роман?”»). Сложнее всего было разрабатывать задания в отделе краеведения, так как в заданиях должна была прослеживаться взаимосвязь между писателем и Русским Севером. Но и здесь выход был найден. Так одни из вопросов данного этапа был сформулирован так: «Инсценировка какого романа Ф. М. Достоевского была поставлена на сцене Архангельского театра драмы в 1956 году?».


Каждое задание было направлено на получение молодыми читателями новых знаний, но не в традиционной и порядком поднадоевшей форме фронтального опроса, а в новой интересной и креативной форме квеста [6].


Подобные игры-путешествия по библиотеке, направлены на решение сразу нескольких задач: проверить знания о жизни и творчестве выдающихся людей, дополнить их интересными сведениями и, что немаловажно, познакомить участников с библиотекой, её ресурсами и услугами через увлекательную форму игры.


В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности. В арсенале средств современного библиотекаря, осуществляющего этот вид деятельности, особое место занимают активные методы, предоставляющие возможность действовать самому школьнику.


В понятие информационной культуры входит медиограмотность. В 2015 г. в Тамбовской ОДБ прошла Неделя безопасного Рунета – 2015. В день её открытия старшеклассники стали участниками библиотечного кэшинга (игры-развлечения, заключающейся в поиске заранее созданных тайников и извлечению оттуда спрятанных предметов) «Виртуальные джунгли: инструкция по применению», в ходе которого изучали основы онлайн-безопасности. В течение часа они путешествовали по импровизированным джунглям, прибегая к помощи ориентиров, которые приходилось искать в специальных тайниках. Во время путешествия ребята освоили азы составления надежного пароля к электронной почте, разобрались с вредоносными и антивирусными программами, вспомнили особенности безопасного серфинга и общения в Сети. На импровизированном привале их ждал конкурс «Выкинь проблемы в корзину». Тинэйджеры описали волнующие их вопросы, связанные с безопасностью в Сети, и получили на них квалифицированные ответы от IT-специалиста. В заключение игроки выбрали самого грамотного и активного путешественника.


Следующим этапом Недели стал урок онлайн-безопасности «Интернет-секьюрити» для воспитанников «Академии футбола» Тамбова. Ребята вспомнили самые значимые события на пути развития интернета и узнали ряд интересных фактов о «глобальной сети». В форме деловой игры юные спортсмены самостоятельно выявляли опасности виртуального мира, формулировали правила поведения в Сети и сравнивали их с рекомендациями специалистов.


Мощным аккордом Недели безопасного Рунета – 2015 стала пиар-акция «Рунет: жизнь на яркой стороне!». Скамейка на пешеходной зоне одной из улиц города превратилась в рекламный стенд. Красочные лозунги и буклеты сразу привлекли внимание юных и взрослых прохожих. Библиотекари рассказали им о Неделе безопасного Рунета, раздали пособия, информирующие о позитивном контенте, интернет-угрозах, антивирусных программах, ответили на вопросы, объяснили, куда обратиться за помощью и консультацией. Ярким завершением акции стала игра, в которой требовалось на скорость отделить полезные советы от вредных и развесить их на разноцветных прищепках по разные стороны «баррикад». Юные участники акции справились с заданием и получили заслуженные призы [3].


Еще одна важная тенденция в проведении массовых мероприятий – переход на диалоговые формы (дискуссии, обзоры-диалоги, вечера-диалоги).


Специалисты ЦБС г. Березовский Свердловской области совместно с отделом по делам молодежи разработали и провели ко Дню молодежи ток-шоу под названием «Я свободен, я ничей!». Мероприятию предшествовала большая подготовительная работа. За два месяца до его начала горожанам было предложено заполнить анкеты, в которых было всего два вопроса: «Что хотят молодые от взрослых?» и «Что хотят взрослые от молодых?».


В начале мероприятия, на которое собралось около 80 человек, была обозначена проблема, подведены итоги анкетирования и предпринята попытка вывести ребят на диалог на тему взаимоотношений взрослых и молодёжи. В диалоге приняли участие не только молодые люди, но и взрослые. Интересным моментом ток-шоу стала игра «Клубок», целью которой было выявить умение слушать и слышать. На сцену пригласили 15 человек и дали клубок ниток. Каждый участник должен был сказать, что для него оказалось важным на этом ток-шоу. Затем он обматывал нить вокруг пальца и передавал клубок следующему участнику. После того, как высказались все, клубок сматывался обратно, и тот, кто снимал нить с пальца рядом стоящего, должен был вспомнить, что же говорил этот игрок. В итоге из 15 человек только двое сумели повторить высказывания своего соседа. Игра заставила ребят задуматься над тем, что они не слышат людей, находящихся рядом и о том, как важно уметь делать это [5].


Интерактивные формы общения приближают библиотеку к молодым читателям, в какой-то степени делают её «своей». Именно молодежная аудитория особенно негативно воспринимает заорганизованность, жёсткую регламентацию, формализм. Выступая в роли модератора, библиотекарь должен уметь моделировать такие ситуации, которые способствуют свободному обмену мнениями.

 

Новый формат презентаций, имеющих привлекательную, яркую внешнюю оболочку, взятый на вооружение библиотекарями – печа-куча (Pecha Kucha). Он был придуман в Токио (в переводе с японского «Печа-куча» – болтовня) и подразумевает рассказ-презентацию, где выступающие (спикеры) готовят доклады, дополняя их красочными презентациями из 20 слайдов. Время для показа одного слайда и его комментария – 20 секунд, и в сумме выступление каждого оратора длится не более 6 минут 40 секунд. После каждого рассказа слушатели могут поделиться своим мнением или задать вопрос. Доклады следуют один за другим. Обычно на таком мероприятии делают от 8 до 12 докладов. Тематика выступлений может быть самая разная.


Литературная печа-куча на тему «Литература и все, что её окружает» прошла в филиале Вологодской областной юношеской библиотеки. Спикеры рассказывали об экранизациях литературных произведений; новых книгах; проекте «“Губернатор” Чаронды» – деревне, где живет только один человек, который в шутку называет себя «губернатором»; «литературных пирожках» – коротких стихотворениях из 4 строк на злободневную или юмористическую тему; вологодском поэтическом салоне «Новый Диоген»; самых знаменитых литературных злодеях. По итогам зрительского голосования был определён лучший спикер.


В библиотеках широкое распространение получила такая интерактивная форма работы с читателями, как акция – действие, направленное на достижение какой-либо цели. Смысл любой акции – возможность и умение донести своё видение проблемы через какой-либо сюжет, действие, используя определённые формы, механизмы, последовательность действий.


Библиотечные акции позволяют наладить взаимодействие с потенциальным пользователем ещё до его прихода в библиотеку, продвигать интеллектуальные продукты и услуги библиотек.


Существует три вида акций, которые чаще всего проводятся библиотеками: протестные, благотворительные, в помощь продвижению чтения и книги.


Протестные акции. В 2013 г. к Международному дню борьбы с наркоманией в библиотеках ЦБС г. Инта (Республика Коми) была проведена антинаркотическая акция «Мы против наркотиков». Дети, посещающие Центральную библиотеку в период летних каникул, вышли на улицу с плакатами: «Дети против наркотиков», «Спорту – ДА!», «Наркотикам – НЕТ!», «Мы за жизнь!». Ребята распространяли листовки и буклеты антинаркотического содержания.


В ходе акции в библиотеках города проводились мероприятия (видеобеседа «Имя беды – наркотик», выставка-обзор «Ловушка для юных», выставка «Дорога к здоровью», беседа «Вредным привычкам – нет!»), рассказывающие о необходимости внимательного отношения к своему здоровью, вреде алкоголизма, наркомании, курения, токсикомании, последствиях потребления психоактивных веществ, правовой ответственности за правонарушения и преступления, связанные с потреблением и незаконным оборотом наркотиков.


Благотворительные акции. Ежегодно в нашей стране, начиная с 1997 года, проводится Весенняя неделя добра – общероссийская добровольческая акция, формируемая на основе добровольческих мероприятий различных организаций, учреждений и частных лиц, которые организуют социально значимые благотворительные мероприятия.


ЦБС г. Волгодонска (Ростовская область) не осталась в стороне и включилась в общероссийскую акцию собственной благотворительной акцией «Неделя дарственной книги». На мероприятие, посвящённое подведению её итогов, были приглашены воспитанники, воспитатели, заведующая библиотекой школы-интерната № 14 и дарители книг. В ходе встречи дети узнали об истории ежегодной общероссийской акции, вспомнили пословицы и поговорки, посвящённые добру и доброте, приняли участие в викторине «Путешествие в страну литературных героев», посмотрели слайд-шоу «Твори добро». Все собранные книги были переданы в дар воспитанникам школы-интерната. Завершилась встреча посадкой дерева, которое станет символом добра.


Как видно из приведенных примеров, в акциях используются традиционные формы мероприятий. Вместе с тем, акция – это большое комплексное мероприятие, продолжительность которого зависит от поставленных задач. От других форм массовых мероприятий акцию отличает умение создать специальное событие для достижения поставленной цели, активное вовлечение в неё участников.


Среди акций в помощь продвижению чтения и книги можно выделить флешмоб – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, где в течение нескольких минут выполняет заранее оговоренные действия, неожиданные для окружающих (сценарий), и затем одновременно быстро расходится.


В 2011 г. во Владимирской области проходил Областной фестиваль книги и чтения «Открытая книга». Он открылся флешмобом «Город с книгой», в котором приняли участие студенты университета, сотрудники Владимирской ОУНБ им. М. Горького и Владимирской специальной библиотеки для слепых. Ровно в 16.00 в руках у участников акции появились книги, литературные журналы, плакаты и листовки, призывающие к чтению. Всё действие было направлено на привлечение внимания прохожих к читающим людям.


Студенты, кто вслух, кто про себя читали, при этом то выстраиваясь в круг, то просто бродя по улице, натыкаясь при этом на проходящих людей. Зрители реагировали по-разному на происходящее. Кто-то с недоумением обходил «умную» толпу, кто-то останавливался и вслушивался в чтение. Многие с одобрением и заинтересованностью отзывались о происходящем. Некоторые прохожие выражали желание присоединиться к участникам флешмоба. Активно двигающиеся группы читающих людей привлекали внимание даже пассажиров проезжающего мимо транспорта.


Изменения и тенденции развития современного библиотечного обслуживания отразились на выставочной деятельности библиотек.


В последние годы при разработке дизайна выставки в библиотеках стали активно использовать всевозможные вспомогательные материалы (ассоциативный ряд) – знаковые, художественные, предметные, декоративные, природные и т. д., способствующие лучшему выражению идеи, акцентированию на чём-либо, позволяющие сделать выставку яркой и содержательной. Такой творческий подход к оформлению книжных выставок можно только приветствовать, но, к сожалению, довольно часто именно так понимается инновационный подход к этому виду библиотечной деятельности.

 

Инновационность же выставочной деятельности можно оценивать по следующим параметрам:

  • по характеру представленных документов, т. е. информация на выставке может быть представлена в любой форме, и носитель этой информации может быть любым – от традиционных бумажных (книги, журналы, газеты, ноты, карты) до современных электронных (CD-ROM, DVD-ROM). Именно документы на нетрадиционных носителях представляют инновационную часть библиотечного фонда;
  • по интеграции форм работы из других сфер. Например, формы выставок заимствованные:
    • из музейного дела, когда выставочные экспозиции, представляют собой синтез библиотечной и музейной выставок. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому проникновению в тему выставки, пониманию и восприятию представленных на ней документальных источников;
    • из театрального дела. Например, выставка-бенефис читателя, по аналогии с проводимыми в театральной практике бенефисами – спектаклями в честь кого-либо. В библиотеках – бенефис посвящается конкретному читателю-бенефицианту;
    • из телевидения (хит-парады книг, книжные аукциона) и т. п.
  • по видам выставок. Библиотечные специалисты разделили выставки на традиционные и нетрадиционные.

К традиционным выставкам относятся: выставки новых поступлений, тематические, персональные, жанровые, к знаменательным и памятным датам, в помощь учебному процессу и т. д.


У традиционных видов выставок стали появляться нетрадиционные формы. Одним из основных составляющих организации подобных выставок является творческое начало библиотекарей, позволяющее выйти за рамки стандарта, воплотить в жизнь свой оригинальный, не похожий на другие проект.


Примеров нетрадиционных выставок довольно много. Например, выставка-инсталляция. Инсталляция (англ. «installation» – установка, размещение, монтаж) – форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.


Книжная инсталляция – это пространственная композиция, созданная из книжных изданий, различных материалов и форм. Цель книжной инсталляции – создание объемной художественной композиции или трёхмерной среды в определённом пространстве. Книги в комбинации с другими предметами, освобождаются от своих традиционных функций и создают новые смысловые значения.


В рамках акции «Библиотечное лето – 2013» в ЦДБ г. Лесосибирска (Красноярский край) была организована инсталляция – выставка-серпантин, представляющая собой гигантскую полку, выполненную из стульев и вьющуюся, как серпантинная лента, берущая своё начало в читальном зале, проходящая через весь абонемент и завершающаяся в фойе библиотеки. Бесконечная полка привлекла внимание читателей не только своей композицией, но и размещёнными вдоль нее слоганами: «С книгой ты можешь посетить все страны, не засоряя при этом планету!» и «Книга поможет помечтать!». На гигантской книжной полке уместилось 58 томов, многие из них были не только красочно оформлены, но и имели звуковые и визуальные эффекты [2].


Еще одна форма нетрадиционной выставки – интерактивные выставки, призванные организовать живое общение между читателями, призвать их к обсуждению поставленной проблемы, а также обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем. Образовательный и воспитательный потенциал такой выставки существенно возрастает. В библиотечной практике используются разнообразные интерактивные выставки: игровые, диалоговые и т. п.


Игровые выставки используются преимущественно в детских, юношеских и школьных библиотеках, хотя возможна организация подобных выставок и для взрослых. Эти выставки включают в себя элементы игры. Читателям предлагается ознакомиться с представленными на выставке документами и выполнить некоторые задания. Среди форм игровых выставок наиболее часто встречаются: выставка-викторина, выставка-кроссворд, выставка-чайнворд, выставка-загадка, выставка-провокация, выставка-конкурс.


Идейный замысел выставки-кроссворда в Детско-юношеской библиотеке Республики Карелия» «Хорошо бродить по свету» удачно раскрывала выбранная форма представления экспозиции. Виртуально путешествуя по свету, участникам летних школьных лагерей предлагалось активно познавать мир. Читатели подросткового возраста знакомились со справочной литературой, альбомами, атласами по биологии, географии, искусству, расширяя свои знания. Для интерактивного вовлечения в выставочный процесс вниманию читателей был предложен географический кроссворд «В жёлтой жаркой Африке», разгадывая который, ребята открывали для себя много нового: название самого солёного озера в мире, высочайшей горной вершины, мечети с самым высоким минаретом и многие другие интересные факты об африканском континенте. Читатели активно участвовали в познавательной игре «Географическая путаница», исправляя ошибки художника и правильно размещая по континентам обитателей животного мира [1].


Диалоговые выставки ставят задачу вызвать у читателей желание подискутировать, высказать своё мнение по какому-либо вопросу. Это могут быть: выставка-размышление, выставка-предостережение, выставка-«вопрос-ответ», выставка-диспут, выставка-дискуссия, выставка-полемика и т. д.


Выставка-дискуссия представляет издания, в которых отражены разные точки зрения, и «втягивает» читателя в дискуссию, привлекая внимание к проблемным, дискуссионным моментам темы. Читателям предлагается принять участие в обсуждении произведений, по которым высказываются диаметрально противоположные мнения. Например, назначение книжной выставки «Классики: любимые и не очень» в Нижегородской государственной областной детской библиотеки – пригласить читателей к дискуссии о классической литературе. Книжный ряд на ней, дополненный портретами писателей и поэтов, сопровождался цитатами из сочинений читателей-старшеклассников. В конце каждого фрагмента предлагался вопрос к размышлению или обсуждению. Например: «Анна Ахматова. Мне кажется, что самые лучшие строки о любви написаны именно ею. Что думаешь ты?» или: «Произведения Достоевского я не понимаю. Мне не понятны его мысли и чувства. Может быть, я пока не дорос до него? А как по-твоему?» [10].


Библиотекарям, занимающимся выставочной работой необходимо помнить основное назначение этого вида массового библиотечного обслуживания, а именно то, что выставка является «комплексом специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними» [9, с. 46]. И даже если библиотекой инициирована организация нетрадиционной выставки, нельзя забывать об обязательном присутствии на выставке документальных источников.


В Интернете есть интересные рекомендации по организации библиотечных выставок. Например:

В массовой работе очень важна роль библиотекаря, который непосредственно в неё вовлечён и от которого во многом зависит успех или неуспех мероприятия.


К сожалению, не о каждом библиотекаре можно сказать, что он – ярко выраженная индивидуальность и тем более индивидуальность творческая. Г. К. Олзоева автор учебно-методического пособия «Массовая работа библиотек», утверждает, что не каждый специалист с высшим библиотечным образованием может вести массовую работу: «Большое значение имеют высокая эрудиция, артистичность, даже тщеславие, желание показать, проявить себя, что так свойственно артистическим натурам... Речь идет о коммуникативных, креативных, творческих способностях» [4, с. 9].


Библиотекарь, занимающийся организацией и проведением массовых мероприятий, должен владеть определенными личностными и профессиональными компетенциями:

  • артистические способности
  • владение культурой речи
  • коммуникативные навыки
  • умение создавать интересные методики
  • творческое начало
  • личная заинтересованность
  • умение убеждать и внушать
  • умение выбирать оптимальную модель поведения
  • владения основами PR
  • владение технологией самопрезентации
  • владение мультимедийными технологиями

Осознание практической значимости проблемы подготовки квалифицированных кадров для этого вида деятельности инициировало введение в учебный план подготовки библиотечных специалистов в Челябинской государственной академии культуры и искусств курса «Муниципальная библиотека как интеллектуально-досуговой центр». Его цель – обеспечить профессиональную подготовку библиотекарей-библиографов широкого профиля, способных выполнять функции организаторов интеллектуально-досуговой деятельности в муниципальных библиотеках [8].


Поддерживать компетенцию библиотечных специалистов на должном уровне способно профессиональное самообразование, которое, в частности, предполагает систематическое чтение специальной профессиональной литературы. Библиотеки всех уровней активно занимаются выпуском издательской продукции разнообразной библиотечной тематики, которую размещают на своих сайтах/блогах. Их анализ позволил выявить ряд изданий в помощь освоению инновационных форм массовой работы.

В современных условиях библиотекам необходимо занять свою нишу на рынке услуг в сфере культуры, отдыха. Массовая работа библиотек во многом может способствовать этому. Здесь будут уместны слова ответственного редактора журнала «Библиотечное дело» С. Г. Матлиной: «Без читателей в библиотеке пустота, она не нужна. Мы можем приобретать новую мебель, оснащать библиотеку техникой, автоматизировать процессы. Но выживет та библиотека, которая умеет анализировать свою работу и делать выводы из этого анализа, которая умеет себя преподнести, показать. Выживет библиотека-театр, библиотека-фантазия, играющая библиотека. Необходимо не стоять на месте, всё время учиться, общаться, делиться опытом, чаще встречаться».

 

Поэтому, учитывая интересы и потребности пользователей, в библиотеках должен продолжаться поиск новых, нетрадиционных и эффективных форм работы, которые бы несли не только познавательную информацию, но были зрелищными, яркими, эмоциональными.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выставочная деятельность библиотеки : методический материал [Электронный ресурс] / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия ; [авт. - сост. Л. В.Чечулина] – Петрозаводск : ДЮБ РК, 2011. – 22 с. – Режим доступа : http://metod.library.karelia.ru/files/40.pdf
  2. Инновационные формы выставочной деятельности общедоступных библиотек: консультация-обзор [Электронный ресурс] / КГБНУК «Дальневосточная государственная научная библиотека» ; сост. Е. Н. Бойняшкина. – Хабаровск, 2014. – 21 с. – Режим доступа: http://www.fessl.ru/docs-downloads/NMO/NMO_mk_3.pdf
  3. Куликова Е. Е. Игра по правилам : прогулки по виртуальным джунглям / Е. Е. Куликова // Библиотечное дело. – 2015. – № 8. – С. 32-33.
  4. Олзоева Г. К. Массовая работа библиотек : учебно-методическое пособие. – Москва : Либерия-Бибинформ, 2006. – 120 с. – (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 43).
  5. Партина А. В. Отцы и дети. Диалоги в библиотеке / А. В. Партина // Библиотечное дело. – 2014. – № 14. – С. 14-15.
  6. Постникова Л. Н. Путешествие с гением : опыт проведения литературных игр-квестов / Л. Н. Постникова // Библиотечное дело. – 2013. – № 15. – С. 41-44.
  7. Сайченкова, А. В. От слов к чтению, и наоборот... / А. В. Сайченкова, М. А. Огурцова // Современная библиотека. – 2015. – № 8. – С. 93.
  8. Сокольская Л. В. Формирование компетенций библиотекарей как организаторов интеллектуально-досуговой деятельности / Л. В. Сокольская // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2015. – № 1 (17). – С. 150–153.
  9. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / Рос. акад. наук, Б-ка по естеств. наукам ; отв. ред. Высоцкая З. Г. – Москва : [б. и.], 1995. – 125 с.
  10. Челышева А. В. Без риска нет успеха, или Креативные эксперименты по-нижегородски / А. В. Челышева // Школьная библиотека. – 2010. – № 2. – С. 49-54.

Составитель:
главный библиограф отдела информационно-
библиографического обслуживания
О. Г. Колесникова

Яндекс.Метрика

Возник вопрос?

Будем рады вам помочь
Подробнее

Позвонить
Написать

Skype: unatlib.org.ru