Версия для слабовидящих

Использование информационных технологий в методической деятельности библиотек

Развитие современного общества в условиях информатизации тесно связано с внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизнедеятельности человека. В этой связи библиотеки различных типов рассматривают технологию работы в электронном пространстве как необходимый инструмент профессионализации специалистов библиотечно-информационной отрасли. Процесс внедрения ИКТ коснулся и методической деятельности библиотек.

 

Оказание методической помощи общедоступным библиотекам является одной из основных приоритетных и чрезвычайно важных задач библиотек регионов России. Поэтому многие библиотеки ищут новые средства и способы оказания методической помощи. Сегодня очень важно обеспечить оперативность получения доступа к профессиональной информации. Это можно сделать с помощью ИКТ.


С целью оказания информационно-методической помощи библиотекам и повышения профессиональной квалификации их сотрудников на официальных сайтах многих библиотек создаются специальные страницы, своеобразные виртуальные методические кабинеты. В качестве удачных примеров функционирования подобных виртуальных методических служб можно назвать: Российскую государственную библиотеку для молодежи, Национальную библиотеку Республики Карелия, Свердловскую областную универсальную научную библиотеку им. В. Г. Белинского, Липецкую областную юношескую библиотеку, Калининградскую областную детскую библиотеку им. А. П. Гайдара, ЦБС г. Воронежа и др.


В меню на главной странице веб-сайтов библиотек страницы методических служб/отделов называются по-разному: «Профессиональное», «Профессионалам», «Клуб профессионалов», «Коллегам», «Open box», «Методкомпот» и т.п. Методические службы некоторых библиотек (Национальная библиотека Чувашской Республики, Национальная библиотека Республики Карелия) называют свои страницы «Виртуальный методический кабинет». На наш взгляд, это лишь вопрос терминологии. Функционируя в виртуальной среде и являясь как бы зеркальным отражением основных направлений методической работы, все интернет-ресурсы методических служб/отделов являются виртуальными методическими кабинетами.


Подобные виртуальные службы создаются для реализации следующих функций:

  • информационной, т.е. должны предоставлять профессиональные документы широкого спектра;
  • коммуникационной, т.е. должны выступать как инструмент взаимодействия, налаживания диалога, предполагающий обмен информацией, а не только ее трансляцию;
  • навигационной, т. е. должны иметь систему ссылок на ресурсы, полезные библиотекарям.

Исходя из этих функций, и определяется контент виртуальных методических служб. Как правило, он включает новости библиотечной жизни региона, нормативно-правовые документы, методические материалы и консультации, информацию о профессиональных мероприятиях, полезные ссылки и многое другое. В виртуальных методических кабинетах отдельных библиотек встречаются интересные рубрики. Например, интересным, на наш взгляд, является рубрика «Мастер-классы» Национальной библиотеки Республики Карелия, где в форме видеоуроков проводятся занятия по следующим темам: ремонт книг, санитарный день в библиотеке, размещение и способы хранения библиотечных документов, виды расстановок библиотечных документов, дезинфекция документов в библиотеках.

 

Для реализации второй функции, коммуникационной, создаются разделы, предполагающие общение, быстрое реагирование на актуальные вопросы, оказание практической помощи в работе. Так, одним из эффективных шагов сотрудников научно-методического отдела является запуск на сайте Калининградской областной научной библиотеки Региональной профессиональной сети. Сотрудники муниципальных библиотек, пройдя авторизацию, имеют возможность профессионального общения в сети, оперативного обмена необходимой для работы информацией. Оперативность и доступность – главные преимущества он-лайн консультирования. Все вопросы, поступающие от библиотечных специалистов, дифференцируются по тематике, дате поступления, значимости для других библиотек региона, и анализируются сотрудниками научно-методического отдела. По наиболее востребованным темам консультируют ведущие специалисты библиотеки. Профессиональный диалог с коллегами ведут и сотрудники методической службы Национальной библиотеки Республики Карелия в рубрике «Профессиональное общение библиотекарей Карелии».


Анализ библиотечных сайтов позволяет сделать вывод и о том, что библиотеки всех уровней активно занимаются подготовкой и выпуском издательской продукции библиотечной тематики, разнообразной по характеру и целевому назначению: методических, инструктивно-методических, учебно-методических, информационных, библиографических пособий. Проблема состоит в том, что библиотечное сообщество хоть и располагает множеством печатных источников информации, но они, к сожалению, имеют ряд недостатков: ограниченную доступность, определяемую тиражом, способами распространения и стоимостью издания, недостаточную оперативность и лимит в объеме предоставляемой информации.

 

Решить эти проблемы можно с помощью все тех же виртуальных методических служб. Многие библиотеки, имеющие представительства в Интернете, ведут разделы, в которых либо дают информацию о собственных методических изданиях, либо предоставляют возможность ознакомиться с их полными текстами. Первый случай подразумевает заказ этих изданий из фондов библиотек по МБА. Виртуальные методические кабинеты библиотек, созданные с целью оказания помощи в интернет-среде, используют более удобный, оперативный способ, размещая методические разработки в полнотекстовом электронном формате.


С целью повышения эффективности работы библиотек в интернет-среде, расширения ассортимента и повышения качества услуг, предоставляемых пользователям в электронном виде в регионах начали разрабатывать информационные порталы: Единый информационный портал библиотек Удмуртии, портал библиотек Самарской области, библиотечный портал Пермского края, портал «Библиотеки Архангельской области», информационный портал библиотек Челябинской области.


Все проанализированные порталы имеют примерно одинаковую структуру. В целях оказания методической помощи, интерес могут представлять разделы, предоставляющие доступ к полнотекстовым ресурсам. Называются эти разделы по-разному: «Методические материалы» (библиотечный портал Пермского края), «Методическая копилка» (портал «Библиотеки Архангельской области»), «Профессионалам» (информационный портал библиотек Челябинской области). Библиотечные порталы используют возможность предоставления информации в интерактивном режиме, предлагая услуги виртуальной справки для библиотекарей или on-line консультирования. На едином информационном портале библиотек Удмуртии организован форум на профессиональные темы. За время действия форума на нем зарегистрировались 99 пользователей, было получено 60 сообщений. Чаще всего общение на форуме велось по темам, которые можно сгруппировать следующим образом: «Библиотечные блоги», «Полезные ссылки для работы с контентом», «Подготовка изображений для портала», «Оцифровка и авторское право», «Требования к цифровым материалам НЭБ». Как правило, портал является единой информационной точкой выхода на ресурсы библиотек региона – участниц проекта, предоставляет актуальную информацию о новостях, направлениях их деятельности и услугах. Важным фактором устойчивого развития любой библиотеки является свободный доступ к профессиональной информации. Возможность знакомиться с жизнью других библиотек, с новым опытом, с новыми технологиями, с новыми проектами и программами позволяет решать возникающие проблемы, находить новых партнеров, выбрать верную стратегию развития.


Особую роль в методической деятельности играет система повышения квалификации и дополнительного профессионального образования библиотечных специалистов. На сегодняшний день самой современной формой повышения квалификации является вебинар – особый тип онлайн-семинара, разновидность веб-конференций, онлайн-встреч или презентаций в режиме реального времени. Во время вебинара каждый из участников находится за своим компьютером, а связь между ними поддерживается через Интернет с помощью программного обеспечения [9]. Во время обучения преподаватель и слушатели могут обмениваться своими файлами или предоставлять доступ к ним. Существует целый ряд интернет-платформ для организации и проведения вебинаров [6]:

  • Бесплатные сервисы (платформы) – smotri.com, fastwebinar.ru и др. Например, с помощью русcкоязычной платформы onwebinar.ru помощью можно организовать вебинар или провести видиовстречу на корпоративном библиотечном сайте, в блоге, на страничке библиотеки в социальной сети. Этот веб-сервис предоставляет следующие возможности: проведение безлимитной видеоконференции, общий и персональный чат, совместные ресурсы (презентации, показ рабочего стола, файлы и ссылки), обратную связь, обмен файлами, онлайн-техподдержка. Запись вебинара производится на жесткий диск организатора онлайн-мероприятия.
  • Платные сервисы (платформы) – hotconference, webinar.tW, webex , webinarbox и др. Webinarbox – сервис основан на системе Google Hangouts, на сегодня она считается, одной из самых надежных в мире систем по проведению онлайн конференций. Количество участников вебинара не ограничено.

Для выбора качественного сервиса проведения вебинара необходимо руководствоваться следующими требованиями: хорошее качество звука, простота использования, возможность показа слайдов и записи вебинара, удобный чат для общения со слушателями. Плюсы технологии вебинаров очевидны – это оперативность, живое общение, возможность экономии финансовых и временных затрат, организация больших аудиторий слушателей, привлечение лекторов без их физического присутствия в месте трансляции. Области использования вебинаров: обучение, повышение квалификации, методические семинары, совещания и переговоры, рабочие встречи.


С 2010 года Международная академия бизнеса и новых технологий запустила новый проект по проведению вебинаров для различных категорий слушателей. Тематика вебинаров связана с работой в информационно-библиотечных системах, с электронными ресурсами, актуальными вопросами информационно-библиотечной практики. Проводятся промо-вебинары, открытые и закрытые платные обучающие вебинары, вебинары-игры с коллективным участием в точках подключений, трансляции очных образовательных мероприятий. Благодаря простоте, удобству, экономии финансовых средств на проезде, проживании и командировочных расходах, к вебинарам стабильно подключается большое количество желающих из всех регионов России, Беларуссии, Украины, Казахстана, Киргизии, Болгарии. В 2015 г. были проведены вебинары «Что, как и зачем мы считаем? Учет работы СБО», «Новые взгляды на авторское право для вузов и библиотек: российский и зарубежный опыт» и др.


В настоящее время технология вебинаров активно используется библиотекарями в методической деятельности как крупнейших библиотек федерального уровня, так и в центральных библиотеках субъектов РФ (национальных, краевых, областных) и муниципальных библиотеках России. В мае 2013 года Национальная библиотека Удмуртской Республики провела онлайн-конференцию «Национальные электронные библиотеки: проблемы и тенденции развития». В ходе конференции прошел обмен опытом работы, был проведен анализ подходов к формированию национальных и региональных электронных библиотек, кооперации и интеграции с интернет-проектами НЭБ РФ, финно-угорского и европейского сообществ. Заслушивание докладов осуществлялось с просмотром презентаций, в завершение – состоялся обмен мнениями и ответами на вопросы аудитории. Также вопросы задавались и в чате.


Центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова (г. Москва) ежегодно проводит цикл публичных онлайн-лекций ведущих библиотековедов и специалистов-практиков в области библиотечно-информационной деятельности, менеджмента, маркетинга и информационных технологий по актуальным направлениям библиотечного дела для сотрудников общедоступных библиотек столицы [4]. Так, в 2014 году в режиме онлайн прошли лекции: «Проблемы обслуживания инвалидов в публичных библиотеках», «Книжный фонд в цифровую эпоху», «Культура общения в библиотечной среде», «Современный библиотекарь: профессиональные компетенции, этические принципы» и др. В этих вебинарах принимали участие и коллеги из других регионов России.


Большой популярностью такая форма обучения пользуется не только в городских библиотеках крупных городов, но и в центральных районных библиотеках. В 2013 году на базе МКУК «Центральная библиотека Ивнянского района» Белгородской области прошел web-семинар «Модельная библиотека как ресурс формирования экологической культуры населения». В нем приняли участие заведующие модельными библиотеками и сельскими филиалами [1].


Многие методические (отделы) службы, наряду с сайтами, создают собственные профессиональные блоги, странички в социальных сетях (Facebook, Живой журнал, ВКонтакте, Одноклассники, Мой мир, Liveinternet, Twitter и др.). На сегодняшний день зарегистрировано 424 библиотечных блога; 33 блога-проекта, блога-акции; 54 русскоязычных библиотечных блога зарубежных стран; 55 библиотечных сообществ, каналов общения и форумов в сети; 64 группы «В контексте», 8 групп на «Фейсбуке» (данные подготовлены Л. М. Брюхановой, ведущей блога «Миры библиотек».


Основные задачи блога – оказание профессиональной поддержки, продвижение инновационных методов работы. Плюсом ведения собственного блога методической службы библиотеки является обратная связь с его пользователями. Ведущий блога как специалист библиотечного дела должен хорошо знать ключевые/проблемные вопросы отрасли. Особенно тщательно необходимо работать над методическими и аналитическими материалами, требующими более глубокой проработки темы и анализа ситуации. Библиотечные блоги должны отвечать определенным требованиям. По мнению А. О. Федорова, это:

  1. Платформа – профессиональный блог – должен располагаться на платном хостинге;
  2. Домен. Хороший блог должен иметь доменное имя второго уровня (например – ideafor, info, biblionation.ru), тему блога или автора и запоминалось на слух;
  3. Дизайн – должен подчеркивать тематику блога, иметь понятную структуру, аккуратное исполнение;
  4. Контент – содержание блога – должно соответствовать теме, быть актуальным и понятным читателям [10]

А для того, чтобы блог библиотеки стал эффективным и успешным, необходимо соблюдать следующие принципы: открытость, честность, регулярность публикаций, обязательность ответов на комментарии [11].


Примером корпоративного профессионального блога может служить блог для библиотекарей, созданный методистами Псковской универсальной научной библиотеки. Формат блога и его методическая направленность позволяют оперативно рассказывать о всех профессиональных событиях, происходящих на Псковщине, в рубриках «Специальные мероприятия», «Доклады/консультации», «Презентации», «Анализ. Исследования. Мониторинг», «Проекты и программы», «Заочная школа качества» [3]. Посетители блога имеют возможность узнать о деятельности библиотек в разных районах области, их экспертно-диагностические оценки, мониторинги деятельности библиотек, познакомиться с информационными и методическими изданиями по библиотечному делу. На блоге представлены не только документы, доклады, консультации, но и презентации, видеоролики, тексты методических изданий. Аудитория блога разнообразна, среди посетителей блога есть гости не только из России и ближнего зарубежья, но из Франции и Объединенных эмиратов, Нидерландов и Вьетнама, Индонезии и Японии.


Интересен и блог Научно-методического отдела Центральной муниципальной библиотеки им. Н. А. Некрасова (г. Ижевск). Блог, отличающийся большой информативностью, позволяет оперативно информировать и оказывать профессиональную помощь специалистам муниципальных библиотек г. Ижевска. Много нового и интересного можно найти в разделах блога: «Актуальные документы», «Исследования», «Интересный опыт», «Издания МУБ ЦБС», «Профжурнал», «Профиздат» и др. Помимо знакомства с основными мероприятиями по повышению квалификации любой сотрудник МУБ ЦБС может сделать онлайн заявку на обучение. А если возник профессиональный вопрос, то можно воспользоваться службой «онлайн-методист» и получить ответ в режиме реального времени. Как видно из практики блог как средство повышения квалификации сотрудников библиотек наиболее оперативен и информативен.


Одним из популярных средств профессионального общения сегодня по прежнему остаются социальные сети. Многие библиотеки создают свои странички, чтобы поделиться своим опытом работы, виртуально пообщаться с коллегами из других библиотек, познакомиться с интересными событиями библиотечной жизни. В этих группах проходят дискуссии на актуальные библиотечные темы. Вот лишь несколько примеров. Группа «Планета методистов» в социальной сети ВКонтакте создана методистом Белгородской государственной универсальной научной библиотеки. Здесь освещаются профессиональные мероприятия библиотеки, размещаются видеозаписи лекций, семинаров, прошедших в других библиотеках России. Участники группы делятся своим опытом, обсуждают вопросы продвижения чтения и книги, новые формы проведения мероприятий, предстоящие библиотечные акции и др. Тверская областная библиотека им. А. М. Горького для общения библиотекарей и читателей создала группу в «Одноклассниках».


Создание безбарьерной среды, свободного доступа библиотекарей к профессиональной информации, к информационным ресурсам, – стало важным направлением в деятельности методических служб (отделов) библиотек. Это позволяет повысить уровень квалификации специалистов, обеспечивает непрерывность получения и использования ими новых знаний, дает возможность придать оперативность и мобильность процессу получения сотрудниками библиотек профессиональных умений и навыков.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Вандышева, Е. Е. С чего начать внедрение инноваций в библиотеке: практика, примеры, выводы / Е. Е. Вандышева, О. Ю. Мурашко. // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2014. – № 2. – С. 23–31.
  2. Калинкина, Е. Г. Вебинары как форма непрерывного повышения квалификации: модели реализации / Е. Г. Калинкина, Ю. В. Грузинова // Вестник Нижегородского университета. Экономические науки. – 2012. – № 2. – С.129–131.
  3. Королева, И. Для тех, кто умеет учиться и переучиваться: школа совершенствования библиотечных специалистов // Библиополе. – 2012. – № 1. – С. 17–19.
  4. Матлина, С. Г. В единстве технологий: (о гуманитаризации библиотечного пространства) // Научные и технические библиотеки. – 2012. – № 6. – С. 60–69. – Библиогр.: с. 69 (11 назв.).
  5. Методическая служба современной публичной библиотеки: от теории к практике: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27–28 ноября 2014 г.) / Сборник / Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского; сост. Е. Г. Ахти, Ю. А. Груздева, Л. А. Семенова; отв. за выпуск Ю. А. Груздева; гл. ред. Е. Г. Ахти – СПб, 2014. – 192 с.
  6. Носыров А. 50 платформ для проведения вебинаров: обзор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://newis.biz/besplatno/
  7. Соколова, Ю. В. Опыт использования технологии вебинаров в Международной академии бизнеса и новых технологий // Научные и технические библиотеки. – 2011. – №4. – С. 65–70.
  8. Соколова, Ю. В. Вебинар как средство современной коммуникации для библиотек // Библиотечное дело. – 2012. – № 22. – С. 28–29.
  9. Стрелкова, И. Б. Вебинары в системе дополнительного профессионального образования взрослых: опыт Беларуси и его инновационные компоненты // Научные и технические библиотеки. – 2014. – № 3. – С. 30–34.
  10. Федоров А. О. «Помощь зала» или в чем феномен библиотечного блогинга? // Университетская книга. – 2012. – № 6. – С. 29.
  11.  Федоров, А. О. Библиотечный блог - эффективный канал коммуникаций современных библиотек // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. - 2014. – № 2. – С. 53–57.
  12. Хромова, Е. Г. Библиотечная блогосфера как средство профессионального общения и обмена опытом // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2013. – № 2. – С. 66–74.


Составитель:
гл. библиограф отдела информационно-
библиографического обслуживания
О. Н. Горева

Яндекс.Метрика

Возник вопрос?

Будем рады вам помочь
Подробнее

Позвонить
Написать

Skype: unatlib.org.ru