Версия для слабовидящих

Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения профессиональной компетентности библиотечных специалистов и престижа их профессии

Вопросы профессионального роста и повышения квалификации библиотечных специалистов были актуальны всегда. Сегодня они стоят особенно остро, так как библиотеки вынуждены изыскивать пути рационального использования всех ресурсов – библиотечных фондов, технологического оснащения и, конечно, кадров. На сегодняшний день библиотекарь выступает во многих качествах, которые раньше не были ему свойственны. Он является активным субъектом системы социальных коммуникаций, хозяйственником, осваивающим инновационные направления экономической деятельности в непроизводственной сфере, специалистом в области новых информационных технологий и т. д.

 

Поддерживать компетенцию библиотечных специалистов на нужном уровне призвано непрерывное библиотечное образование, составной частью которого является повышение квалификации, включающее в себя три основных блока:

  • углубление профессиональных знаний и совершенствование мастерства;
  • развитие творческих способностей;
  • содействие процессу самообразования.

В свете новых требований к библиотечной профессии претерпела существенные изменения и сама система повышения квалификации. Кроме традиционных курсов повышения квалификации, семинаров, научно-практических конференций, появились новые активные формы: профессиональные тренинги, мастер-классы, круглые столы, деловые игры, деловые клубы и т. п.

 

Стимулируют творческую и профессиональную активность библиотекарей и различные конкурсы. Их цель заключается в том, чтобы «...привести в движение нереализованные профессионально-личностные возможности библиотекарей, привлечь внимание общественности и административных органов к профессии, поднять престиж и профессиональный статус библиотекаря, выявить талантливых сотрудников и стимулировать их дальнейшую творческую деятельность» [4].

 

Формулировка целей конкурсов в зависимости от их основной направленности может быть самой разнообразной. Цели конкурсов, ориентированных на развитие профессии:

  • повышение квалификации и профессионального мастерства;
  • стимулирование профессионального роста библиотекарей;
  • стимулирование творческих начал и деловой активности в практической работе;
  • выявление и распространение инновационного опыта работы библиотекарей;
  • стимулирование инновационной деятельности, эффективных форм и методов работы;
  • расширение диапазона профессионального общения работников библиотек;

конкурсов, направленных на повышение престижа профессии:

  • возрастание роли творческой личности в создании привлекательного образа библиотекаря и библиотеки;
  • формирование положительного имиджа библиотекаря;
  • повышение социальной значимости и престижа библиотечной профессии;
  • укрепление социальной роли библиотеки;
  • активизация роли библиотечной профессии в общем процессе развития социокультурной сферы на современном уровне;
  • формирование в обществе государственной значимости российского библиотекаря как носителя гуманитарных ценностей и общественных установок.

По мнению Т. С. Макаренко, в библиотечном деле выделяются три типа конкурсов: партнерские, читательские, библиотечные [5]. Последние можно разделить на

  • научно-проектные конкурсы (проводятся с целью выявления лучшей научной работы, лучшего проекта, лучшей идеи). Примером могут служить: Всероссийский конкурс научных работ по библиотековедению, библиографии и книговедению, организованный Министерством культуры РФ, РНБ, РГБ; номинация «Лучшие проекты муниципальных библиотек по продвижению книги и чтения» в рамках Открытого конкурса профессионального мастерства «Ревизор», который проводит Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский книжный союз и журнал «Книжная индустрия»;
  • конкурсы библиотек, структурных подразделений библиотек (рассматриваемым объектом выступает библиотека во всей совокупности или ее отдельное подразделение). Пример – Сахалинский областной смотр-конкурс «Лучшая библиотека – 2015»;
  • конкурсы профессионального мастерства. Это самый распространенный и хорошо апробированный вид конкурсов, которые проводятся на всех уровнях (начиная с внутрибиблиотечного и заканчивая всероссийским) и организуются с целью: выявления ярких, разносторонне развитых личностей, готовых и стремящихся к самореализации и саморазвитию; выявления и распространения инновационных методов работы; развития профессиональной компетентности и стимулирования деятельности специалистов библиотечно-информационной сферы, повышения их социального статуса, престижа их профессии; формирования кадрового резерва.

Конкурсы профессионального мастерства в РФ можно сгруппировать и по статусному признаку. Самый высокий уровень – всероссийский. Длительное время конкурса подобного уровня не существовало. В 2013 году Российская библиотечная ассоциация и Министерство культуры РФ учредили I Всероссийский конкурс профессионального мастерства для сотрудников общедоступных муниципальных библиотек «Библиотекарь года». Он был организован в качестве одной из мер по реализации Указов Президента РФ – № 597 от 07.05.20012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (в части: «увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников») [1] и № 1062 от 28.07.2012 г. «О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников» (в той части, где говорится о необходимости поощрения лучших работников муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, т. к. более 75 % общедоступных муниципальных библиотек России являются сельскими) [2].

 

В I Всероссийском конкурсе приняло участие 207 специалистов из 54 регионов страны; в финал прошло 20 человек. По итогам народного голосования, проводимого на сайте РБА, был определен победитель – О. А. Андон, заведующая Боголюбовской поселковой библиотекой (Владимирская область). II Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Библиотекарь года – 2014» вошел в план основных мероприятий по проведению в 2014 г. в Российской Федерации Года культуры. Количество участников достигло 296 человек, что говорит о растущей популярности конкурса. Из девятнадцати финалистов победителем была выбрана А. Г. Гачева, зав. отделом экскурсионной работы библиотеки № 124 «ЦБС Юго-Западного административного округа г. Москвы».

 

Межрегиональные конкурсы – конкурсы между регионами РФ. Так, в 2014 г. Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека выступила инициатором проведения межрегионального конкурса профессионального мастерства «Лучший детский библиотекарь Приволжского федерального округа». Проект библиотеки по организации и проведению конкурса получил поддержку Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018)» и Некоммерческого фонда поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека». Целью проведения конкурса было: повышение статуса профессии библиотекаря; привлечение внимания общества к работе библиотекарей; демонстрация лучших достижений, способностей и талантов библиотекарей, работающих с детьми и юношеством. Победители конкурса определялись по двум номинациям: «За лучший проект по продвижению детского чтения» и «За лучший проект по библиотечному обслуживанию детей и юношества». Конкурс включал два этапа – региональный и межрегиональный. На первом этапе каждый регион проводил отбор номинантов из числа библиотекарей, разработавших и воплотивших в жизнь инновационный проект, направленный на повышение качества библиотечного обслуживания, привлечение к чтению и библиотеке. В заключительном этапе конкурса участвовали 15 специалистов из всех 14 регионов Приволжского федерального округа.

 

Региональные конкурсы. Длительное время именно уровень субъекта РФ был самым высоким уровнем конкурсов профессионального мастерства. В качестве примеров региональных конкурсов можно назвать

В некоторых субъектах РФ звание «Лучший библиотекарь года» является одной из номинаций регионального конкурса «Лучший работник культуры». Так, например, в 2014 году в рамках Года культуры в РФ в Удмуртской Республике проводился первый профессиональный конкурс «Лучший молодой специалист в сфере культуры» (среди музеев, библиотек, учреждений культурно-досугового типа, Домов ремесел), учредителем которого выступило Министерство культуры, печати и информации УР. Конкурс проводился с целью выявления, поддержки и развития творческого потенциала молодых специалистов, формирования положительного социального и профессионального имиджа работника культуры. Одной из номинаций конкурса была «Лучший по профессии среди молодых специалистов муниципальных библиотек».

 

Чаще всего региональный конкурс представляет собой многоярусную систему, когда победители муниципальных конкурсов попадают на районный, а лауреаты районных уже достигают уровня субъекта РФ.

 

Конкурсы на уровне муниципального образования (сельского или городского поселений, муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения):

  • городские. Начиная с 1998 г. в столице РФ проводится конкурс «Московские мастера», направленный на повышение престижа и квалификации труда работников массовых профессий, пропаганду их достижений и передового опыта, формирование позитивного общественного мнения вокруг массовых профессий и т. д. С 2001 г. в рамках этого конкурса проводится конкурс «Лучший библиотекарь Москвы», уже успевший зарекомендовать себя как серьезное состязание специалистов. Наличие соревновательного этапа способствует выявлению молодых талантливых, творческих и энергичных библиотекарей, любящих свое дело и понимающих важность его социально-культурного предназначения; распространению профессиональных ценностей отрасли, высоких стандартов качества библиотечного обслуживания; повышению престижа библиотечной профессии. В 2014 г. конкурс проходил в новом формате – как защита проектов. Участники оценивались не за исполнительские таланты, а за креативность мышления и творческую составляющую проектов, возможность их практического осуществления. Лучшим был признан проект «Сад Гоголя. Читальня под открытым небом» (автор – ведущий методист «Дома Н. В. Гоголя – мемориального музея и научной библиотеки» Мария Акимова);
  • районные (в рамках ЦБС). Примеры конкурсов такого уровня: конкурс профессионального мастерства «Библиотекарь года – 2012» МБУК «Социально-культурный центр» Серышевского района Амурской области; конкурс «Библиотекарь года – 2012» в Очерском районе Пермского края.

Конкурсы профессионального мастерства проводятся и внутри библиотеки (конкурс молодых библиотекарей «Ступенька к мастерству» Томской областной детско-юношеской библиотеки).

 

В некоторых случаях к участию в конкурсе приглашаются сотрудники только одного типа библиотек (республиканский конкурс профессионального мастерства библиотекарей общеобразовательных учреждений Якутии «Педагог-библиотекарь года – 2013»; конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» среди сельских библиотек Измалковского района Липецкой области).

 

Проводятся конкурсы для библиотекарей определенной специализации:

  • методистов (областной конкурс на лучшее обучающее мероприятие «Современный библиотекарь: новый формат подготовки» для сотрудников методических служб муниципальных библиотек Тверской области);
  • библиографов (конкурс «Библиограф года» методического объединения вузовских библиотек Алтайского края);
  • библиотекарей, работающих с детьми («Библиотекарь года» – областной творческий профессиональный конкурс среди библиотекарей государственных и муниципальных библиотек Ивановской области, работающих с детьми);
  • библиотекарей, работающих с инвалидами («Лучший специалист по работе с инвалидами – 2015» – республиканский конкурс профессионального мастерства среди специалистов муниципальных библиотек Республики Хакасия).

 

Могут быть и другие условия конкурса – например, возрастные. Так, библиотекари в возрасте от 18 до 30 лет допускаются к участию: в ежегодном конкурсе молодых библиотекарей Рязанской области «За новый статус и имидж профессии»; профессиональном конкурсе среди молодых специалистов государственных и муниципальных библиотек Белгородской области «Библиотечный лидер»; конкурсе профессионального мастерства среди молодых библиотекарей детской ЦБС г. Новокузнецка Кемеровской области «Библиотекарь завтрашнего дня».

 

Конкурсы, как правило, проводится по нескольким номинациям. Например, по типам библиотек: лучший библиотекарь по работе с социально незащищенными группами населения и инвалидами; лучший сельский библиотекарь, лучший детский библиотекарь и т. д.; по библиотечным внутрипрофессиональным специализациям: лучший библиотечный менеджер, библионавигатор (для библиографов), мастер-новатор (для методистов). Есть номинации для разных возрастных групп: «Верность профессии» или «Профессия длиною в жизнь» – для ветеранов; «Надежда», «Дебют» или «Молодые – вы лучшие» – для новичков.

 

Встречаются и нетрадиционные номинации. Так, в конкурсе профессионального мастерства «Лучший библиотекарь города Москвы 2013 года» победители определялись по таким номинациям, как: «Библиотекарь в виртуальном пространстве» (уровень владения современными информационными технологиями), «Интерактивная викторина» (тема – «400 лет роду Романовых»), «Есть метро, и есть аптека, а где твоя библиотека?» (творческие проекты по разработке концепции единого фирменного стиля/логотипа для библиотек г. Москвы), «БРИЗ» (Бюро рационализаторских инновационных затей – оригинальная презентация книги с использованием предложенного реквизита, выявление у участников способностей к принятию креативных решений). Конкурс профессионального мастерства «Лучший библиотекарь 2014 года» среди библиотекарей МБУК «Библиотечная информационная система» (г. Рубцовск Алтайского края) включал номинации «Я рекомендую» (создание мультимедийных презентаций о книге, о библиотеке для молодежи) и «Читаю я! Читаем мы! Читаем все!» (разработка читательской акции в библиотеке под предложенным девизом).

 

Иногда проводятся тематические конкурсы. Например, в 2014 г. темой III Областного конкурса библиотекарей «Талантливые и перспективные» была – «Память сильнее времени» (к 70-летию освобождения Пскова и Псковской области от фашистских захватчиков)». В том же году проходил смотр-конкурс библиотек Магаданской области на лучшую организацию работы по популяризации краеведческих знаний среди жителей. 95-летию со дня рождения народного поэта Башкортостана Мустая Карима был посвящен VIII Республиканский конкурс «Лучший библиотекарь Республики Башкортостан – 2014». 70-летию Победы в Великой Отечественной войне был посвящен конкурс буктрейлеров «Мы с ними шли дорогою войны», который проводила в 2015 г. Национальная библиотека Удмуртии среди пользователей социальных сетей и муниципальных библиотек республики.

 

 

Непрерывное повышение квалификации – процесс трудоемкий, но у обучающегося человека больше шансов вырываться из узких рамок условий, поставленных современным меняющимся миром и социумом. Участие в профессиональных конкурсах играет значительную роль в осмыслении инновационных идей, стимулировании активного новаторского поиска. Библиотечная система многообразна, и так же многообразны проходящие внутри нее профессиональные конкурсы, которые предоставляют возможность и публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, и конструктивного самокритичного самоанализа.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2334.
  2. Указа Президента РФ от 28.07.2012 № 1062 «О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 32. Ст. 4482.
  3. Всероссийский конкурс среди читателей на лучший творческий проект «Какая мне нужна библиотека?» : [электронный ресурс]. Режим доступа: http://chtenie-21.ru/competition_library
  4. Зизевских Л. П. Система повышения профессиональной квалификации библиотечных кадров региона. 2005 // В помощь библиотекам : информ.-метод. бюллетень / Департамент культуры Вологод. обл. ; Вологод. обл. универс. нуч. б-ка им. В. Бабушкина. Вологда : Книжное наследие, 2006. № 25 С. 83–88.
  5. Макаренко Т. С. Конкурсы в библиотечном деле: попытка структурирования и анализа // Молодые в библиотечном деле. 2004. № 9–10. С. 3–24. (Электрон. версия печ. публикации: http://www.library.ru/1/education/journal/archive/mbd_9-10_2004.pdf)

 

Составитель:
главный библиограф отдела информационно-

библиографического обслуживания
О. Г. Колесникова

Яндекс.Метрика

Возник вопрос?

Будем рады вам помочь
Подробнее

Позвонить
Написать

Skype: unatlib.org.ru