Версия для слабовидящих

Музейная деятельность библиотек России

Полифункциональность современных библиотек во многом обусловлена нарастанием интеграционных процессов в культуре. В связи с изменением социальных условий библиотеки осуществляют деятельность других учреждений культуры – с полным сохранением при этом своего основного профиля работы. В библиотеках появились выставочные залы, театральные студии, видеозалы и т. п. Около 15–20% библиотек России занимаются в той или иной мере и музейной деятельностью, выполняя, таким образом, одну из основных своих социально значимых функций – мемориальную, заключающуюся в сохранении, возрождении и популяризации культурного наследия.

Отечественные библиотековеды объясняют феномен выполнения библиотеками музейных функций целым рядом причин. Заместитель директора по развитию ЦГПБ им. В. В. Маяковского Т. Кузнецова выделяет следующие:

  1. Библиотека осталась единственным бесплатным, а следовательно, по-настоящему общедоступным социальным институтом.
  2. Библиотеку посещают люди с разной мотивацией, всех возрастов и профессий, в то время как в музеи ходят далеко не все (психологический фактор).
  3. Музейные экспозиции в библиотеках создаются, как правило, не на основе научно проработанной концепции, как это происходит в музейных учреждениях, а по инициативе самих владельцев раритетов, которые могут участвовать в данном процессе, а следовательно, сохранять связь со своей коллекцией.
  4. Основные источники формирования музейных коллекций в библиотеках – частные дары. Это объясняется тем фактом, что библиотеки пользуются авторитетом и доверием, и именно сюда люди чаще всего готовы передавать свои коллекции или семейные реликвии.
  5. В библиотеки можно передать раритеты не только в дар, т. е. навсегда, но и на временное хранение.
  6. Активизируя краеведческую деятельность, библиотеки, изучая историю своих районов и свою собственную, начинают собирать, наряду с письменными документами, предметы материальной культуры [6].

На последний фактор указывает также С. Г. Матлина, отмечая, что создание самобытных музеев становится престижным, способствует созданию положительного имиджа библиотеки, способствует росту ее авторитета в конкретном населенном пункте, а также на уровне района и области [9].
 
К сожалению, музейная деятельность, осуществляемая библиотеками РФ, не имеет выраженного правового статуса. Нормативно-правовая база, регулирующая музейную деятельность, включает Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.), соответствующие законы, принятые в субъектах РФ, нормативные акты, утвержденные Правительством РФ и региональными органами исполнительной власти. К нормативным актам федерального уровня относятся: «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» (1985 г.), «Положение о Музейном фонде Российской Федерации» (1998 г.), «Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации» (1998 г.).
 
В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» дается определение музея как некоммерческого учреждения культуры, созданного собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций [3]. Из приведенного определения следует, что основным признаком музея является статус «учреждения» – самостоятельного юридического лица. Таким образом, музеи в библиотеках, являясь структурными библиотечными подразделениями, не вправе называться музеями, и употребление в данном случае слова «музей» не может использоваться в качестве юридического термина. Более приемлемыми будут такие определения, как «коллекция документов», «собрание...» и т. д.
 
В соответствии с Федеральным законом РФ от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» внесены следующие изменения: «Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений». Иными словами, музейная деятельность, не являясь уставным направлением работы библиотеки, не рассматривается учредителем как профильная для финансирования в рамках государственного заказа [2].
 
Вместе с тем документ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» официально дает библиотекам возможность развивать музейную деятельность. «Культурная деятельность» в нем определена как работа по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей [4, ст. 3]. Среди основных направлений этой деятельности выделены: изучение, сохранение и использование памятников истории и культуры, музейное дело и коллекционирование, а также «иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются и распространяются и осваиваются культурные ценности» [4, ст. 4]. Исходя из Федерального закона «О библиотечном деле», библиотеки сами определяют содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах, и, следовательно, вполне могут заниматься деятельностью по сохранению культурного наследия [1, ст. 13]. Таким образом, на основании вышеуказанного, библиотеки получают право заниматься всеми видами культурной деятельности, включая музейную. Это предполагает не только создание коллекций музейных материалов, но также их учет, хранение, изучение и использование.
 
* * *

Несмотря на отсутствие четко прописанной нормативно-правовой базы, элементы музейной деятельности в настоящее время используются в работе библиотек достаточно активно. В зависимости от профилирования и формы организации музейных коллекций можно выделить некоторые их типы и виды. Прежде всего, необходимо разграничить такие понятия, как «библиотека-музей» и «музей при библиотеке». Музей при библиотеке функционирует как самостоятельное подразделение (отдел библиотеки или сектор при каком-либо отделе). Библиотека-музей – учреждение, где на первый план выносятся мемориальные задачи (примерами могут служить Пушкинская библиотека-музей ЦБС г. Белгорода, Гаврилов-Ямская межпоселенческая центральная районная библиотека-музей в Ярославской области и др.). Организационный статус такой библиотеки меняется, и первостепенной становится музейная специфика. Библиотека принимает на себя научно-исследовательские функции и ведет углубленную поисково-собирательскую деятельность. Все подразделения библиотеки при этом работают на единой концептуальной основе, используя как музейные, так и библиотечные методы и формы работы. Музейная экспозиция при этом статична – это печатные материалы, неопубликованные документы, фотографии, предметы быта, картины, скульптуры [5].
 
Библиотеки-музеи и музеи при библиотеках можно разделить на несколько групп. Во-первых, это МУЗЕИ КНИГИ, отражающие историю книжного дела. Их отличительная особенность – наличие в фонде книжных памятников и архивных документов. Музеи книги в качестве структурных подразделений функционируют в таких библиотеках, как РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, Курганская ОУНБ им. А. К. Югова, Зональная НБ Воронежского государственного университета, ЦГДБ им. А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге (Музей детской книги), ЦГБ г. Невинномысска (Ставропольский край) и др.
 
Музей книги Нижегородской ОУНБ им. В. И. Ленина открыт в 2007 году при отделе редких книг и рукописей. Музейные экспозиции, призванные знакомить посетителей с фондами библиотеки, постоянно обновляются. Среди экспозиций, оформленных за годы работы музея, – «Этюды о русской читающей публике» (деятельность первых светских библиотек в Нижнем Новгороде); «Чиновник особых поручений» (к 190-летию со дня рождения уроженца Нижнего Новгорода П. И. Мельникова-Печерского); «Врата учености» (учебная книга XVI–XIX вв. в фондах ГОУНБ им. В. И. Ленина); «Начальные основания врачебной науки» (труды по медицине XVII – перв. пол. XX в.); «Художники пишут... книги: искусство книжной иллюстрации»; «Дары и дарители в истории и судьбе главной библиотеки региона»; «Драгоценные капли книжного моря» (собрание миниатюрных книг библиотеки) и др.

МУЗЕИ ИСТОРИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА по своему содержанию и методике работы близки к музеям книги. Их отличительная особенность – наличие в фонде документов по истории возникновения и развития библиотек определенного региона (района, города). Подобные музеи созданы в Национальной научной библиотеке Республики Северная Осетия-Алания, Новосибирской государственной областной научной библиотеке, ЦГБ им. Н. К. Крупской г. Сарапула (Удмуртская Республика), ЦГБ г. Мурманска.
 
Музей истории библиотек и библиотечного дела Кузбасса был открыт в 2005 г. в Кемеровской областной научной библиотеке им. В. Д. Федорова с целью обеспечения сохранности уникального фонда архивных документов и коллекций из истории становления библиотек и библиотечного дела региона. Музей создан при отделе прогнозирования и развития библиотечного дела как самостоятельное структурное подразделение в рамках проекта «Создание музея по библиотечному делу Кемеровской области», поддержанного грантом Президента РФ. В 2009 г. музею было присвоено имя Веры Михайловны Лащевской, стоявшей у истоков его создания.
В настоящее время фонд музея насчитывает несколько тысяч единиц хранения. Основу коллекции составляют документы и материалы КОНБ им. В. Д. Федорова: книги с автографами из личных коллекций дарителей, рукописные материалы, в том числе воспоминания библиотекарей, почетные грамоты, удостоверения, Книга почета, стенгазеты, подарки библиотеке в связи с юбилеями, а также документы библиотеки (приказы по основной и финансовой деятельности, планы, отчеты, переписка). Кроме того, представлены документы о деятельности библиотек области, издания, кинофотофонодокументы, материалы личных архивов сотрудников библиотек. Особый интерес посетителей музея вызывают объемные экспонаты: старые телефонные аппараты, пишущая машинка, деревянные счеты, калькуляторы и арифмометры, чернильница-непроливайка, перьевые ручки – всё, что реконструирует рабочее место библиотекаря 30–60-х годов прошлого века.
 
МУЗЕИ ИСТОРИИ ОТДЕЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
 
Культурная миссия библиотеки состоит в передаче из поколения в поколение накопленных человечеством знаний. Но и сама библиотека является феноменом культуры, знания о котором необходимо хранить и приумножать. В качестве примера библиотечных музеев данного типа можно назвать Музей истории РГБ, Музей истории Библиотеки РАН, Музей истории Межпоселенческой центральной библиотеки им. И. И. Лажечникова (г. Коломна, Московской обл.).
 
Библиотека № 95 Библиотечного комплекса «Бабушкино» Северо-Восточного округа города Москвы имеет богатую историю длиною в век и входит в реестр 32 старейших ныне действующих публичных библиотек столицы. Музей истории библиотеки № 95 был открыт в 2002 году. Фонд его содержит материалы по истории создания библиотеки; уникальные книги начала прошлого века; фотографические и архивные документы; грамоты и дипломы, которыми библиотека награждалась в течение многих лет. Основной целью деятельности музея является формирование у посетителей интереса к истории своего района и тем самым к истории возникновения библиотеки, этапам ее развития с начала ХХ века до сегодняшних дней. Библиотекари ведут исследовательскую и архивную работу, собирают новые факты по истории библиотеки, района Ростокино, истории Северо-Восточного округа города Москвы.
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ МУЗЕИ
 
Множество российских библиотек носят имена выдающихся деятелей культуры, искусства, науки и т. д. В таких библиотеках часто создаются музейные экспозиции, посвященные людям, чьи имена они носят. Именно вокруг биографии, творческой или научной деятельности этого лица выстраивается мемориальный комплекс, профилированный книжный фонд, направления и методика работы, а также традиции библиотеки. В Удмуртской Республике в ряде библиотек созданы и действуют именные музеи: музей поэта-земляка А. А. Гребенкина в Верхнеталицкой библиотеке Воткинского района; Ураковский уголок, где собраны материалы о журналисте, публицисте и писателе – уроженце деревни Адам Л. П. Уракове, в Адамской библиотеке Глазовского района; музей им. Н. С. Байтерякова в ЦГБ г. Можги, носящей имя удмуртского поэта; в Игринском районе в двух библиотеках, носящих имена уроженцев этой земли, действуют музей удмуртского поэта, прозаика, фольклориста и литературоведа П. К. Поздеева (Кабачигуртская библиотека) и музей удмуртского поэта А. В. Лужанина (Сепская библиотека).
 
В 2006 г. в Библиотеке истории русской философии и культуры – «Дом А. Ф. Лосева» – открылась мемориальная экспозиция «Я сослан в ХХ век...», посвященная жизни и творчеству А. Ф. Лосева. Экспозиция отражает основные этапы творческой биографии философа. Здесь представлены его личные вещи (очки, футляр, металлический несессер для марок, греческая ваза, чернильный прибор, подсвечники, телефон, нож для разрезания бумаги, камень-пресс для бумаг, тома из собрания сочинений Платона и из «Истории античной эстетики»), его книги, изданные в России и за рубежом, фотографии, документы. Посетители библиотеки могут увидеть кадры из фильма В. Косаковского «Лосев», запечатлевшего размышления философа о смысле человеческого бытия. Мемориальные вещи, рукописи и фотографии переданы для экспозиции наследницей А. Ф. Лосева – заслуженным деятелем культуры РФ, заслуженным профессором МГУ им. М. В. Ломоносова А. А. Тахо-Годи.
 
В 1998 г. решением топонимической комиссии администрации города Санкт-Петербурга библиотеке-филиалу № 5 Невской Централизованной библиотечной системы было присвоено имя русского поэта Николая Рубцова. В том же году в ней была разработана целевая программа «Возрождение духовности», которая предусматривала установление партнерских отношений с Союзом писателей России, Рубцовским центром и литературными объединениями, а также создание литературного музея «Николай Рубцов: стихи и судьба». В экспозиции воссоздан интерьер пионерской комнаты Никольского детского дома Вологодской области, где Н. Рубцов воспитывался, и интерьер библиотеки детского дома, где собраны книги довоенных и военных лет, которые мог читать будущий поэт. Всего фонд музея насчитывает более 3000 экспонатов. Библиотека собрала почти все сборники стихов поэта – как прижизненные, так и изданные после его гибели. Эксклюзивны экспонаты в экспозициях: рукописи, машинописные листы, автографы поэта, первый вариант машинописно-рукописного сборника его стихов «Волна и берег», редкие издания его книг; произведения искусства (живописные полотна по мотивам рубцовской лирики, скульптурные портреты Н. М. Рубцова); мемориальные вещи и др. Библиотека собирает и публикации, посвященные жизни и творчеству поэта. Особенно ценными являются воспоминания людей, знавших и друживших с Н. Рубцовым. Библиотека располагает исследованиями творчества поэта не только российских, но и зарубежных авторов.
Литературный музей Николая Рубцова работает по целевой программе «Музей – читателям библиотеки». Здесь проводят поэтический салон «Литературный Петербург» и Всероссийский конкурс творческих работ «Мой Рубцов», организован клуб любителей поэзии поэта «Рубцовская суббота». Традиционными для библиотеки стали Рубцовские чтения, привлекающие к себе внимание не только жителей Петербурга и области, но и других регионов России [8].
 
ТЕМАТИЧЕСКИЕ МУЗЕИ при библиотеках выбирают в качестве профиля какую-либо конкретную тему или предмет. Мемориальная функция этих музейных экспозиций развивается в русле изучения и популяризации избранной тематики. Примером могут служить Музей половика в Частовском филиале ЦБС Новгородской области, Музей Человека в библиотеке № 110 г. Москвы, мини-музей «История Петергофской дороги» в Центральной библиотеке Кировского района Санкт-Петербурга.
 
Музей малой национальной игрушки в Томской областной детско-юношеской библиотеке начал действовать в 2010 году. Поводом для его основания послужило открытие в библиотеке Центра национальной литературы, культуры и общения «Содружество» и получение в дар первых экспонатов. В настоящее время коллекция музея насчитывает более 60 экспонатов, среди которых куклы и игрушки из разных регионов России и зарубежных стран. Коллекция постоянно пополняется за счет подарков друзей библиотеки, читателей, партнеров и сотрудников.
 
Основная цель организации историко-краеведческих и историко-этнографических музеев в библиотеках заключается в изучении и сохранении материальной и духовной культуры народов, населявших в прошлом ту или иную территорию и живущих на ней в настоящем. В целом по стране библиотечные музеи подобного типа численно превосходят все другие. Так, в муниципальных библиотеках Удмуртской Республики насчитывается большое количество музейных коллекций, представленных краеведческими и этнографическими мини-музеями, уголками и комнатами. Например, краеведческий мини-музей «Русская изба» в Болгуринской библиотеке (Воткинский район); комната-музей татарской культуры «Мирас» («Наследие») в Камской библиотеке (Камбарский район); краеведческий музей «Даур пытьыос» («Этапы века») в Новомоньинской библиотеке (Малопургинский район); музей «Удмурт корка» («Удмуртская изба») в Большежужгесской библиотеке (Увинский район); краеведческий уголок «Бабушкин сундук» в Дебинской библиотеке (Красногорский район); музейный уголок русского быта «Горница» в Кигбаевской библиотеке (Сарапульский район); музейная комната быта удмуртского народа в Руссколозинской библиотеке (Игринский район).
 
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ в библиотеках условно можно классифицировать следующим образом:

  • историко-краеведческие музейные экспозиции «мéста»;
  • историко-краеведческие музейные экспозиции «темы»;
  • историко-краеведческие музейные экспозиции «места и темы».

 
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ «МÉСТА»
 
Расположение библиотеки-филиала № 8 Межрайонной ЦБС им. М. Ю. Лермонтова г. Санкт-Петербурга в Коломне – одном из старейших районов северной столицы, связанного с жизнью и творчеством петербургских писателей, художников, композиторов, архитекторов, артистов, – послужило толчком для создания на ее базе библиотеки-музея «Старая Коломна». В 2002 году, после обновления интерьера, оформленного в стиле конца XIX века, библиотека получила музейную специализацию и теперь является культурным, интеллектуальным и информационным центром, представляющим историю Петербурга и России через историю небольшого района. Библиотека-музей выполняет задачи:

  1. предоставления наиболее полной информационной базы по истории застройки Коломны ХIII–XIX – начала ХХ в.;
  2. расширения и развития информационной функции библиотеки на основе собранного материала;
  3. сбора и накопления наиболее полной информации по истории Большой Коломны в сотрудничестве с Центральным государственным архивом истории Санкт-Петербурга, РНБ, библиотекой Академии художеств и ЦГПБ им. В. В. Маяковского;
  4. проведения по результатам проделанной работы научно-практических конференций («Коломенские чтения»).

Основу музейной коллекции составляют книги о Петербурге и частные дары предметов XIX в. Среди экспозиционных материалов – макет кабинета жителя Коломны, подлинные вещи: подсвечники, пенсне, дамские аксессуары, веера, часы, пуанты, театральные билеты, дипломы за подписью выдающейся русской балерины, педагога и балетмейстера А. Я. Вагановой и многое другое. Собранный уникальный исторический и краеведческий материал, проведение пешеходных экскурсий по Коломне, выставки, экспозиции, конкурсы, «Коломенские чтения» – всё это делает библиотеку уникальной [7].
 
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ «ТЕМЫ»
 
Экспозиция музея «Ленинградская квартира» в библиотеке № 4 ЦБС Кировского района г. Санкт-Петербурга, созданная сотрудниками библиотеки при участии жителей города и Музея истории революционно-демократического движения, представляет собой «обобщенный образ» комнаты в коммунальной ленинградской квартире 40–70-х гг. XX века, в которой живет семья, пережившая блокаду, семья фронтовика. Представлены вещи, характерные для того времени: стол, лампа с абажуром, старинное трюмо, патефон, пианино, шкаф с посудой и книгами, телевизор, радио, швейная и пишущая машинки, вязаные салфетки, скатерти, вышитые полотенца, женские украшения, игрушки. О блокадном быте напоминают керосинка, угольный утюг, противогаз, тарелка-громкоговоритель. Военный раздел включает предметы, найденные на месте боев на территории Кировского района: осколки снарядов, пулеметная лента, каска, котелок, портсигар. В уголке фронтовика – трофейные немецкие унты, шахматы, нехитрые сувениры, которые солдаты привозили домой из мест, где воевали. Экспозиция позволяет показать до- и послевоенный быт семьи, повседневные занятия и досуг детей и взрослых. Молодые люди имеют возможность наглядно представить, как жили их бабушки и дедушки, а старшее поколение – вспомнить годы своей молодости [7].
 
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ «ТЕМЫ И МЕСТА»
 
Музей-библиотека «Книги блокадного города» в библиотеке № 5 ЦБС Московского района г. Санкт-Петербурга создан в 1996 году по инициативе администрации района и Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград. Основной целью работы музея-библиотеки является сохранение памяти героического подвига воинов и жителей блокадного Ленинграда в годы Второй мировой войны, подвига коллег-библиотекарей. Одна из задач – изучение истории библиотек города военного времени, создание полной коллекции книг, изданных в блокадном Ленинграде, и определение роли книги в блокадном городе. В настоящее время музей-библиотека располагает печатными изданиями, в том числе с автографами авторов и оригинальными экслибрисами; рукописным фондом (письма, дневники, воспоминания) и другими историческими реликвиями (рабочие принадлежности библиотекаря, библиотечный инвентарь, предметы быта, одежда, мебель периода блокады). В музейной экспозиции представлен фрагмент интерьера районной библиотеки периода блокады. Картину быта и условий работы воссоздают рабочий стол библиотекаря с коптилкой и чернильницей-непроливайкой, стеллаж с книгами, санки, на которых привозили книги и газеты трагической зимой 1941–1942 гг., котелок для воды и др. Главное место в экспозиции занимают книги, изданные в блокаду. Уникальность музейной коллекции состоит в том, что книги, сохранившие память, можно взять в руки, полистать.
 
ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ МУЗЕИ
 
Идея создания этнографического мини-музея «Культура и быт народов Поволжья» в Муниципальной специализированной библиотеке № 17 «Содружество» ЦБС г. Ульяновска была воплощена благодаря читателям. Среди предметов, ставших экспонатами музея, – рукодельная копия костюма татарской царицы Сююмбике, изготовленная по эскизам с картин; 130-летнее татарское льняное полотенце с орнаментом; расшитые бисером и монетами женские чувашские головные уборы тухья и хушпу; гончарные изделия; первый в области выпуск национальной чувашской газеты и многое другое. Действует и выставка национальной литературы, а для всех желающих проводится мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов.
 
ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ – это музеи, существующие в глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет благодаря объединению информационных и творческих ресурсов для создания принципиально новых виртуальных продуктов – виртуальных выставок, коллекций и др. Опыт создания виртуальных библиотечных музеев уже имеется у Псковской ОУНБ (музей книги «Дыхание веков»), Костромской УНБ (музей А. Ф. Писемского), ЦБС г. Пскова (музей поэта, писателя, публициста, переводчика и общественного деятеля Станислава Золотцева), Кондопожской ЦРБ им. Б. Е. Кравченко Республики Карелия (виртуальный музей «Kondopoga.ru»).
 
Осознавая необходимость приобщения различных слоев населения к ценностям книжной культуры, Архангельская ОНБ им. Н. А. Добролюбова выступила с инициативой представить масштабный социокультурный проект «Виртуальный музей книжных памятников Архангельского Севера» (получил грант Президента РФ). В ходе его реализации был создан информационный продукт – сайт «Виртуальный музей “Книжные памятники Архангельского Севера”», посвященный истории книги на Русском Севере, созданию и бытованию книжных памятников, их роли в контексте истории России и мировой истории. В музее несколько залов: «Памятники мирового значения», «Монастырские библиотеки», «Библиотека Афанасия Холмогорского», «Крестьянские и старообрядческие библиотеки», «Первые печатные книги на Русском Севере», «Зал Ломоносова», «Книжная культура на Русском Севере в XIX веке». Посетив их, можно познакомиться с рукописными и старопечатными книгами, факсимильными изданиями.
 
В Центральной библиотеки № 65 им. В. Г. Короленко ЦБС Северного административного округа г. Москвы существует постоянно действующая мемориальная экспозиция, посвященная жизни и деятельности выдающегося русского писателя, – Виртуальный музей В. Г. Короленко. Среди разделов сайта музея – «Факты биографии» (знакомит с жизненным и творческим путем писателя, а также публикациями и исследованиями современных авторов о нем. Посетив этот раздел, можно совершить виртуальную экскурсию, проводимую известным московским краеведом, главным хранителем Музея истории МСХА им. Тимирязева С. Величко. Тема экскурсии – «В. Г. Короленко в Москве: Петровско-Разумовское, Головино, Михалково, Ховрино»); «Воспоминания и переписка» (воспоминания дочери писателя С. В. Короленко и переписка В. Г. Короленко с А. П. Чеховым); «Литературное наследие В. Г. Короленко» (список основных произведений писателя); «В. Г. Короленко-живописец» (малоизвестен факт о больших способностях писателя к рисованию; некоторые из зарисовок Короленко можно увидеть в данном разделе); «Музеи В. Г. Короленко» (раздел знакомит с литературно-мемориальными музеями В. Г. Короленко в Житомире и Полтаве, Домом-музеем (дачей) В. Г. Короленко в Джанхоте Краснодарского края); «Литературное объединение “У Короленко”» (деятельность литературного объединения любителей поэзии, созданного в 1995 г. и проводящего свои встречи в библиотеке); «Имя Короленко» (перечень названных именем В. Г. Короленко образовательных учреждений, библиотек, улиц и т. д.).
 
* * *
Используя в работе элементы музейной деятельности, библиотеки трансформируются и формируют новый творческий стиль и библиотечный имидж, более привлекательный для пользователей, повышая тем самым свой социальный статус и в целом способствуя поступательному развитию отечественной культуры. Возрастание роли музейной составляющей в деятельности библиотек во многом объясняется неформальным творческим подходом библиотечных специалистов. Организовать музей при библиотеке указом «сверху» невозможно – это не предусмотрено типовым штатным расписанием. Музеи создаются преимущественно по личной инициативе библиотекаря. Если сами сотрудники будут увлечены идеей создания музея в своей библиотеке, если они ради этой идеи добровольно возьмут на себя дополнительную нагрузку, сумеют привлечь к организационной работе местную администрацию, читателей, жителей – только в этом случае музей в библиотеке может состояться.
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О библиотечном деле : федеральный закон от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. 2 янв. № 1.
  2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений : федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2010. 10 мая. № 19. Ст. 2291.
  3. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации : федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 1996. 27 мая. № 22. Ст. 2591.
  4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре : федеральный закон от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 05.05.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Колосова С. Г. Сохранение культурного наследия. Особенности работы библиотек-музеев и музеев библиотек: формы, методы, социальное партнерство // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. 2007. № 41. С. 81–85.
  6. Кузнецова Т. В. Культурная инициатива или социальная закономерность // Библиотечное дело. 2010. № 21. С. 20–24.
  7. Кузнецова Т. В. Музейная деятельность библиотек: культурная инициатива или социальная закономерность: на примере общедоступных библиотек Санкт-Петербурга // Библиотечные технологии : прилож. к журн. «Библиотечное дело». 2010. № 4. С. 73–83.
  8. Кузнецов Т. В. О музейной деятельности общедоступных библиотек Санкт-Петербурга (обзор) // Музейная деятельность публичных библиотек : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (СПб., 30 июня – 2 июля 2010 г.). СПб., 2010. Ч. 1. С. 18–39.
  9. Матлина С. Г. Нужны ли библиотекам музейные подразделения? // Библиотечное дело. 2007. № 18 (66). С. 2–6.

 

Составитель:
главный библиограф отдела информационно-
библиографического обслуживания О. Г. Колесникова

 

Яндекс.Метрика

Возник вопрос?

Будем рады вам помочь
Подробнее

Позвонить
Написать

Skype: unatlib.org.ru