Версия для слабовидящих

Виртуальная выставка – проводник в потоке информации

В эпоху Интернета Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни в целом и жизни учреждений культуры в частности. Сегодня для пользователей библиотек уже привычными являются такие услуги, как электронная доставка документов (ЭДД), виртуальные справочные службы, виртуальные путеводители по ресурсам Интернета, онлайн-доступ к базам данных и электронным каталогам, тематические веб-проекты. Эпоху модернизации переживают и библиотечные выставки, адаптируясь к удаленному виду обслуживания пользователей. 

 

Первые виртуальные (электронные, интерактивные) выставки в сфере культуры появились в крупнейших музеях России – Государственном историко-культурный музее-заповеднике «Московский Кремль», Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева. Сегодня во всех крупных музеях России развернута активная работа по созданию виртуальных выставок на собственных сайтах.

 

В библиотечной практике виртуальные выставки стали впервые использовать в научных и вузовских библиотеках страны. Есть такие выставки и на сайтах вузовских библиотек Удмуртской Республики – Научной библиотеки Удмуртского государственного университета, Ижевского государственного технического университета, Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, Ижевской государственной медицинской академии. Как правило, это тематические аннотированные списки новых поступлений книг и журналов, которые сопровождаются дополнительной информацией: фото обложки книги, сведения об авторе, история изучения данной проблематики и др.

 

ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования.

Виртуальная выставка, в сравнении с традиционной, предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности и преимущества.

  1. Использование информационных технологий делает виртуальную выставку живой и динамичной. Яркие, красочные, с мультипликацией, использованием игровых моментов, переключающие внимание с анимационных заставок на статичную страничку, виртуальные выставки привлекательны для читателей, и особенно для детей.
  2. Виртуальная выставка не ограничена местом и временем – с любого компьютера, в любом месте и в любое время суток можно получить в полном объеме всю необходимую информацию по данной теме.
  3. Выставка рассчитана на разную аудиторию. Познакомиться с ней может каждый желающий. Использование виртуальных выставок дает возможность дистанционного общения библиотекарей с читателями, без привязки к неизбежным формальностям в обслуживании.
  4. На виртуальной выставке можно представить большое количество книг, не занимая реального пространства библиотеки; нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.
  5. Работу выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив ее озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения.
  6. Виртуальные выставки можно использовать как выездные – их удобно демонстрировать в различных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах, классах.
  7. Можно не беспокоиться за сохранность представленных на выставке изданий.
  8. Виртуальные выставки могут функционировать сколь угодно долго и даже постоянно.
  9. Имеется возможность перенаправить пользователя на другие ресурсы, разместив ссылки на интернет-магазины, где можно купить понравившуюся книгу; на системы поиска книг в Интернете (типа books.google.com), библиотеки, в фондах которых также находится эта книга.
  10. Размещение выставки на сайте библиотеки, а также рекламных ссылок на нее на других сайтах позволяет увеличить число ее посетителей, а значит, и потенциальных читателей.

Однако виртуальная выставка имеет и некоторые недостатки.

  1. Создание и просмотр виртуальной выставки требует наличия компьютера. Не каждый ПК соответствует требованиям, необходимым для просмотра выставки.
  2. Не каждый пользователь библиотеки обладает необходимыми умениями, для того чтобы ознакомиться с виртуальной выставкой.
  3. При технических неполадках представление выставки и ее просмотр становится невозможным.
  4. Производитель виртуальной выставки должен обладать необходимыми компьютерными умениями и художественным вкусом.

Выявленные достоинства и ограничения позволяют говорить о том, что разработка виртуальной выставки нуждается в специальной методике подготовки, отличающейся от методики подготовки традиционных книжных выставок. В книге «Выставочная деятельность публичных библиотек» Н. В. Збаровской [3] приведен алгоритм подготовки и организации электронных виртуальных выставок.

 

Структура. Виртуальная выставка, как и традиционная, должна состоять из разделов, которые сопровождаются цитатами, вступительными статьями, иллюстративным материалом. Выставка должна быть удобна для восприятия пользователем в веб-пространстве и может содержать следующую информацию:

  • визуальную (изображение обложки, оцифрованные части книги: предисловие, вступление и т. п.),
  • библиографические данные (библиографическую запись и шифры фонда библиотеки, представляющей выставку),
  • аналитическую информацию (аннотации, рефераты к изданиям, рецензии, отзывы читателей и т. п.),
  • оцифрованные части книги (главы, наиболее интересные выдержки и пр.),
  • ссылки на полные тексты книги, если они доступны в библиотеке или сети Интернет.


Также можно разместить дополнительные материалы по теме выставки:

  • ссылки на интернет-ресурсы (биографии, критические статьи, рецензии, отзывы, тематические сайты),
  • сведения о наличии книг в других библиотеках, интернет-магазинах и пр.


Особые требования предъявляются к оформлению виртуальных выставок. Первый слайд должен содержать информацию, касающуюся виртуальной выставки в целом. Все последующие слайды – отдельные экспонаты выставки. Зрительный ряд виртуальной выставки представляют иллюстративным материалом (обложками книг, разворотами, иллюстрациями, картами, фотографиями и т. п.). Сам текст, сопровождающий и раскрывающий зрительный ряд, должен состоять из цитат, аннотаций, биографических справок. Рекомендуется размещать подсказки и справочные сообщения в верхней части экрана.

 

При использовании анимации учитываются два варианта режима показа: произвольная демонстрация и демонстрация, регулируемая пользователем. Целесообразно использовать анимационные эффекты применительно к тексту целиком или большим его фрагментам. Появление текста по принципу пишущей машинки замедляет время просмотра, а большой текст утомляет зрение. При использовании традиционных рисунков и фотографий важно правильно выбрать масштаб изображения и удачно использовать цветовую палитру. При этом если графическое изображение представляется на экране вместе с текстом, то рекомендуется оставлять 1/2 экрана пустым: размер деталей должен соответствовать разрешающей способности экрана и остроте человеческого зрения.

 

Существует определенный набор условий, обеспечивающих зрительный комфорт пользователя при работе с информацией в электронном виде:

  • яркость объекта должна быть в разумных пределах;
  • контрастность изображения относительно фона необходимо выбирать с учетом размеров объекта: чем меньше его размер, тем выше должна быть контрастность;
  • наибольшую чувствительность глаз имеет к излучению желто-зеленого цвета, наименьшую – к фиолетовому и красному;
  • размер символа должен быть согласован с остротой зрения человека; он также влияет на скорость и правильность восприятия информации;
  • поскольку пространство виртуальной выставки ограничивается размером монитора, не стоит перегружать ее спецэффектами и цветовым разнообразием – внимание пользователя не должно рассеиваться на отвлекающие моменты. Исключение составляют выставки для детей, которых привлекают красочность, эффекты анимации. Но всё же нужно помнить, что обилие анимации, фото, картинок увеличивает время загрузки странички.


Стоит также отметить, что создание качественной, привлекательной и удобной для просмотра виртуальной выставки предполагает использование современной техники и программного обеспечения. Существует достаточно большое число сервисов, которые могут помочь в создании виртуальных выставок на их сайтах. Вот некоторые из них (в большинстве случаев инструкции по работе с сервисами представлены на английском языке с возможностью автоматического перевода на русский):

  • PhotoPeach. Сервис хорош для создания простых, но ярких фотовыставок.
  • BannerSnack. С помощью этого сервиса можно создать несложную и яркую книжную фотовыставку или «библиобаннер», который можно редактировать в любое время. В баннер, помимо картинок, можно вставлять видео. (См. пример баннера, получаемого на выходе.)
  • Sharesnack. Сервис позволяет создать озвученную выставку по творчеству одного писателя или по определенной теме. Продукт создается простым способом: в предлагаемую форму вставляются ссылки на видео из YouTube.
  • Popplet. Сервис предоставляет возможности для создания более сложной и обширной выставки, даже если это выставка одной книги (см. пример выставки). Он позволяет создавать развернутые выставки с разделами, цитатами, иллюстрациями. Сюда можно вставить видео, аудиоматериалы и текст на русском языке. Кроме того, сервис идеален для организации коллективной работы читателей над созданием выставки. Каждый из участников может работать над своим разделом выставки.
  • Playcast. Сервис позволяет создать небольшую выставку-открытку по отдельному произведению, использовав текст, фотографии, музыку. (См. подробную инструкцию по созданию плейкаста.)
  • Calameo. Сервис для создания выставки-книжки. Можно создавать как отдельные книжки, так и целые виртуальные книжные выставочные полки. (См. подробную инструкцию по работе в Calameo.)
  • Dipity. Этот сервис – идеальный вариант для создания выставки-хроники по творчеству писателя. Такую выставку можно дополнять иллюстрациями, видеоматериалами, ссылками, картой, а просматривать созданное в четырех режимах на выбор: как ленту времени; каждое событие отдельно; список событий; места событий, указанных при создании карты. (См. описание работы в сервисе.)
  • ZooBurst. Сервис для создания 3D-книги. Как вариант – совместное создание выставки-сказки. Для вставки картинок используется библиотека ClipArt, но можно загружать и свои картинки.
  • Prezi. Сервис для создания выставки-презентации нового поколения, в которой можно весь материал свернуть в одну картинку, а увеличив тот или иной слайд, сделать акцент на определенном тексте, слове, изображении.


Виртуальную выставку можно разместить и на сайте библиотеки в формате HTML. Хорошо, если библиотекарь при создании выставки работает в союзе с дизайнером, специалистом в сфере информационных технологий, владеющим навыками веб-дизайна.

 

Всё больше библиотек, освоив традиционную структуру виртуальной выставки, пытаются найти новые способы публичной демонстрации в Интернете произведений печати с целью раскрытия своих фондов. В настоящее время популярными становятся плейкасты (см. выше) и буктрейлеры.

 

Буктрейлер – это ролик-миниатюра, тизер (teaser), в произвольной художественной форме рассказывающий о книге. Он включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты произведения, визуализирует его содержание. При создании буктрейлера можно использовать видео, а можно обойтись иллюстрациями, фотографиями, разворотами книг.

 

Представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение в мировом культурном сообществе, буктрейлеры стали отдельным самобытным жанром, объединяющим литературу, визуальное искусство и Интернет. Начиная с 2012 года в России ежегодно проводится Всероссийский конкурс-парад буктрейлеров, в котором активное участие принимают и библиотеки. Так, на портале «Wiki. СибириаДа», созданном в 2011 году Новосибирской областной детской библиотекой как свободный ресурс для коллективной работы библиотекарей, педагогов-краеведов, детей, подростков и молодежи над созданием, размещением и сохранением материалов Сибирского региона, на сегодняшний день организовано дистанционное обучение по созданию буктрейлеров.

 

Виртуальные выставки получили широкое распространение в библиотеках всех типов – региональных, муниципальных, специальных. Приведем несколько примеров, проанализировав виртуальные выставки некоторых из них.

 

Простейший пример традиционной виртуальной выставки (список новых поступлений литературы, дополненный фотографиями обложек книг) можно увидеть на сайтах многих библиотек: Псковской областной универсальной научной библиотеки, Тульской областной универсальной научной библиотеки, Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева, Свердловской областной межнациональной библиотеки и др.

 

На сайте Ставропольской государственной краевой универсальной научной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова каждая выставка начинается с предисловия, где обозначена ее актуальность и цели. Далее книги представлены по разделам, внутри которых традиционная структура: фото обложки книги, библиографическое описание и аннотация.

 

Интересен опыт Научной библиотеки Казанского университета – ее сотрудниками созданы виртуальные выставки-диалоги. Например, выставка «Читаем non-fiction» состоит из пяти разделов: в четырех из них представлены новинки книг по темам, а пятый, который называется «Обсудим», предполагает диалоговую форму общения библиотекаря с читателем и читателя с читателем, что позволяет высказать свое мнение о самой выставке и о книгах данной выставки.

 

Активно создаются виртуальные выставки в муниципальных библиотеках. Так, Центральная городская библиотека г. Нижнего Тагила предлагает своим читателям посетить виртуально-художественные выставки тагильских умельцев и презентации книг. Интересно представлена выставка одной ценной книги – первого тома семитомного издания «Отечественная война и Русское общество». Авторы выставки предлагают посмотреть бук-трейлер.

 

Многие библиотеки – как это сделала, к примеру, Лисичанская централизованная библиотечная система (Украина) – уже выделили на своих сайтах отдельные разделы – «Виртуальная выставка» и «Буктрейлеры». При этом предпочтение отдается последним.

 

Интересный буктрейлер представлен Библиотекой-филиалом № 10 им. А. И. Куприна ЦБС г. Симферополя на книгу А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

 

Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина г. Каменск-Уральский первые виртуальные выставки делала в программе Word посредством создания документов с гиперссылками. Затем сотрудники библиотеки освоили простейший визуальный редактор HTML-страниц и стали выпускать уже более совершенные электронные продукты. Был создан портал «Стилиус», позволяющий знакомиться со всем разнообразием виртуальных выставок этой библиотеки: выставка «Сказание о буквах. Тайны русской азбуки», выставка, посвященная 180-летилетнему юбилею книги Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», выставка «Звезда по имени Любовь», посвященная Л. Орловой и т. д.

 

Можно привести много примеров создания виртуальных выставок и в библиотеках Удмуртской Республики.

 

На сайте Национальной библиотеки Удмуртской Республики в разделе «Виртуальные выставки в 3D» представлены, например, такие выставки, как «Модернизация образования. Школа XXI века», «Сказание о письменах: к 1150-летию славянской азбуки», «Модный жанр: литературная биография», «О достижениях науки доступно и увлекательно», «Японская литература: из глубины веков – в современность», «Русский язык для всех и каждого» и другие. На этих выставках можно виртуально «побродить» по залу, «подойти» к выставочным стеллажам, взглянуть на книги, почитать аннотации, иногда полистать несколько страниц представленных книг (это могут быть отдельные главы).

 

Создатели страницы «Виртуальные выставки» на сайте Центральной муниципальной библиотеки им. Н. А. Некрасова г. Ижевска предлагают читателю ознакомиться с кратким обзором книжной выставки, демонстрирующейся в стенах библиотеки, и взглянуть на фото выставки в целом. Однако назвать эту выставку виртуальной сложно: обложки книг рассмотреть невозможно – фото очень маленькие, нет ни одного библиографического описания книг, текст обзора напоминает скорее рекламу.

 

А вот виртуальные выставки Центральной муниципальной детской библиотеки им. М. Горького г. Ижевска очень интересны и увлекательны. Все они, разграниченные по целевым аудиториям (детям, родителям, педагогам, коллегам), представлены в виде красочных, динамичных, с движущимися картинками и хорошей музыкой видеороликов, способных заинтересовать и юных читателей, и их родителей: «Книги, помогающие жить», «Книжкин дом», «Вместе с книжкой я расту», «Питомец муз, питомец боя» и др.

 

Создают свои собственные виртуальные выставки и небольшие библиотеки-филиалы, например, библиотека им. В. М. Азина ЦБС г. Ижевска. В разделе «Виртуальные выставки» на сайте библиотеки представлена выставка «Электронных оптических дисков по краеведению», которую открывает слайд с изображением всех представленных на ней дисков. Далее дается информация по каждому диску в отдельности (фото, библиографическое описание, аннотация, оглавление). Выставка оформлена ярко, красочно. Другая выставка – «Монисто – национальное украшение удмуртских женщин» – начинается с краткой истории возникновения украшения, далее предлагаются фото книг, библиографическое описание, аннотация. Данная выставка оформлена так же красочно, но статична, без анимации. Обе представленные выставки можно посмотреть непосредственно на сайте библиотеки и скачать для дальнейшего использования в своей работе.

 

Анализ библиотечных сайтов позволяет сделать вывод о том, что виртуальные выставки прочно заняли свое место в деятельности библиотек по популяризации книги и чтения. Они мобильны, компактны, содержательны и являются актуальным проводником в обширном потоке информации. Мультимедийность выставок позволяет более эффективно решать содержательные задачи, а их интерактивность – вовлекать читателя в мир книг, создавать обратную связь.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильев В. В. Информационные технологии в библиотечном деле: учеб.-метод. пособие / В. В. Васильев, Н. В. Сороколетова, Л. В. Хливненко. М. : Либерея-Бибинформ, 2007. 364 с. : ил. (Библиотекарь и время. XXI век. 100 выпусков ; № 60). Библиогр.: с. 360–361 (43 назв.).
  2. Виноградова Е. Б. О том, как «минутка» превратилась в «час»: новые формы работы московской медиатеки // Медиатека и мир. 2008. № 1. С. 17–20.
  3. Збаровская Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек / [отв. ред. Т. Захарчук]. СПб. : Профессия, 2004. 224 с. : ил. (Библиотека). Библиогр.: с. 159–163 и в прил. Крат. терминол. слов.: с. 164–166. Прил.: с. 167–224.
  4. Збаровская Н. В. Виртуальные помощники // Библиотека. 2003. № 10. С. 45–47.
  5. Смутнева, Е. Г. Вики-Сибириада // Современная библиотека. 2012. № 1. С. 49–50.
  6. Степанова А. С. Интерактивные выставки: навстречу читателю // Новая библиотека. 2009. № 23. С. 26–31.

 

Составитель
главный библиограф отдела информационно-
библиографического обслуживания О. Н. Горева
Яндекс.Метрика

Возник вопрос?

Будем рады вам помочь
Подробнее

Позвонить
Написать

Skype: unatlib.org.ru