Пазяльская сельская библиотека (правопреемница Пазял-Жикьинской павленковской библиотеки)

В 2014 г. исполнилось 110 лет со времени открытия бесплатной народной библиотеки в д. Пазял-Жикья Малмыжского уезда Вятской губернии.

 

История деревни Пазял насчитывает более 300 лет, первое упоминание о ней датировано 1710 г. До 1965 г. деревня называлась Пазял-Жикья, ныне – Пазял.

Долгое время считалось, что библиотека здесь открылась примерно в 1920-е гг. Первое упоминание о Пазяльской избе-читальне относится к июлю 1926 г. Книжный фонд составлял 423 экз., читателей было 32 человека. При избе-читальне работали кружки: политический, сельскохозяйственный, домоводства, кооперативный, художественный, грамотности и другие.

 

Сегодня выявлены документы, свидетельствующие о том, что в 1904 г. на средства, завещанные книгоиздателем Ф. Ф. Павленковым в д. Пазял-Жикья при начальном земском училище открылась бесплатная народная библиотека. К сожалению, точных сведений о её деятельности не обнаружено.

 

С 1940 г. изба-читальня находилась при колхозном клубе, работа велась на удмуртском и русском языках. В фонде насчитывалось 147 экз. книг.

 

Рождение библиотеки относится к 1960-м гг.

 

С 1963 по 1977 гг. в библиотеке работала удмуртская детская писательница, поэтесса Лидия Дмитриевна Чернова.

 

С 1980 г. библиотекой заведует Надежда Михайловна Кузнецова.

 

Сегодня Пазяльская сельская библиотека обслуживает три населённых пункта: д. Пазял, д. Чужъем и д. Ключи.

 

Количество фонда и читателей библиотеки:

 

Год Фонд, экз. Количество читателей
1978 7956 630
1994 8803 504
2008 5752 500

 

Приоритетным направлением деятельности библиотеки является краеведение. Успешно ведётся работа по программе «Ошмес син», направленной на сохранение традиций и обрядов удмуртского народа. Проект реализуется совместно со школой, клубом и детским садом. Составлен библиографический указатель «Здесь всё моё и я отсюда родом», который охватывает период

80–90-х гг. XX века и включает 171 библиографическую запись. Собранный материал широко используется на уроках краеведения.